Работа в интернете

Информационное обеспечение субъектов предпринимательской деятельности. Организация информационного обеспечения предпринимательской деятельности Информационное обеспечение процесса развития предпринимательской деятельности

1.1. Понятие информации и виды информационных отношений.

В рамках предпринимательского (хозяйственного) права мы рассматриваем три вида правоотношений. Во-первых, отношения, которые складываются при осуществлении предпринимательской деятельности; во-вторых, отношения, складывающиеся в процессе регулирования этой деятельности; и, в-третьих, корпоративные (или внутрихозяйственные) отношения.

Все указанные отношения связаны со сбором, обработкой и передачей информации.

Говоря об информационном обеспечении предпринимательской деятельности, следует рассматривать все отношения, в которых участвует хозяйствующий субъект с потребителями, другими хозяйствующими субъектами, государственными органами, а также между структурными подразделениями хозяйствующего субъекта. Попробуем выделить наиболее крупные группы информационных отношений, т.е. отношений по поводу сбора, обработки, использования и передачи информации, возникающих в предпринимательской сфере.

Участниками первой группы информационных отношений являются государственные органы, уполномоченные получать определенную информацию в соответствии с определенным нормативным актом, с одной стороны, и хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, на которых возлагается обязанность предоставлять эту информацию данному органу, – с другой.

Правовое регулирование указанных отношений носит публично-правовой характер и касается в основном контроля государственных органов за соблюдением правовых требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности.

Так, Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»* (в ред. от 25 мая 1995 г.) предусматривается обязанность коммерческих и некоммерческих организаций (их руководителей), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления (их должностных лиц), граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) его законной деятельности.
* ВВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499.
Вторую группу составляют информационные отношения, возникающие между государственными органами в связи с регулированием предпринимательской деятельности. Так, приказом Государственного комитета РФ по статистике и Налоговой службы РФ от 22 августа 1996 г. № ВА-3-09/71 «Об информационном взаимодействии органов государственной статистики и налоговых органов» предусматривается ведение Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) и Государственного реестра налогоплательщиков (ГРН) с применением общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, а также определяется порядок обмена информацией (в виде копий отчетов) по хозяйствующим субъектам, не представившим бухгалтерский отчет налоговым органам или органам государственной статистики.

В данном нормативном акте устанавливается, что обмен информацией между статистическими и налоговыми органами осуществляется на безвозмездной основе как на бумажных носителях, так и в автоматизированном режиме по согласованной технологии с учетом требований защиты информации.

Регламентация отношений рассмотренных выше групп информационных отношений имеет целью, главным образом, информационное обеспечение государственных органов, регулирующих предпринимательскую деятельность, для наиболее эффективного принятия решений в этой области.

Третью группу объединяют отношения, возникающие по поводу предоставления государственными органами информации, собираемой в силу их компетенции за счет федерального бюджета, хозяйствующим субъектам на основании закрепленной в нормативном акте обязанности этих органов ее предоставить.

Наиболее общим образом Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»* (в п. 4 ст. 12) определяется, что органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций.
*СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.
Статья 13 данного Закона возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления создание доступных для каждого пользователя информационных ресурсов по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также осуществление в пределах компетенции массового информационного обеспечения пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Порядок пользования информацией из государственных информационных ресурсов, как установлено в данном Законе, определяется владельцем этих ресурсов самостоятельно на основании действующего законодательства, их уставов и положений, а также договоров на информационные услуги. Однако никаких принципиальных положений, которыми должны руководствоваться владельцы информационных ресурсов при определении такого порядка, данный Закон не определяет.

В качестве примера правового регулирования информационных отношений третьей группы можно назвать «Порядок предоставления информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденный Указом Президента РФ от 27 августа 1996 г. № 1270*. Данный Порядок устанавливает правила предоставления органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Указом Президента РФ от 28 февраля 1996 г. № 293 «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования» ** , информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним всем заинтересованным в ее получении пользователям – гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Информация о регистрации предоставляется на основании письменного запроса, в котором указываются наименование объекта недвижимости, его местоположение, наименование заявителя, и выдается за плату. Порядок установления платы за предоставление информации и использования полученных средств определяется Правительством РФ.

По мотивированному запросу правоохранительного, судебного или налогового органа ему предоставляется любая (не только по конкретному объекту недвижимого имущества) информация, находящаяся в распоряжении органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанным органам информация предоставляется бесплатно.

В Положении о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утвержденном постановлением Правительства РФ от 9 июля 1994 г. № 834***, определяется, что одной из основных задач Госкомстата России является предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении Российской Федерации, субъектов РФ, отраслей и секторов экономики, публикации статистических сборников и других статистических материалов (граждане как пользователи статистической информации не упоминаются, все ограничивается официальной публикацией).
**СЗ РФ. 1996. N° 10. Ст. 880.

** СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1522.

***СЗ РФ. 1996. № 36. Ст. 4198.
Статистические работы, не входящие в федеральные статистические программы, выполняются органами государственной статистики за счет средств заказчика, в том числе по заказам Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации – за счет средств федерального бюджета, а по заказам органов государственной власти субъектов РФ – за счет средств соответствующего бюджета.

Информационные отношения рассматриваемой группы регулируются не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации. Например, распоряжение мэра г. Москвы от 16 ноября 1995 г. № 606-рм «О внесении изменений и дополнений в Регламент мэрии Москвы» устанавливает, что владельцем информационных ресурсов, информационных систем мэрии г. Москвы, создаваемых за счет средств государственного бюджета, внебюджетных средств, а также полученных иными установленными законом способами, является мэрия и правительство г. Москвы, которые определяют пользователей (потребителей), а также условия использования и распоряжения информацией, являющейся собственностью мэрии и правительства г. Москвы в соответствии с установленным порядком.

Следует оговориться, что вопрос о возможности применения института собственности к информации довольно спорен, однако в данном контексте нас интересует лишь факт регламентации информационных отношений, возникающих на данном уровне.

Регулирование информационных отношений данной группы направлено прежде всего на обеспечение свободного доступа к информации, необходимой хозяйствующим субъектам для предпринимательской деятельности.

1.2. Правовые формы реализации информационных отношений.

В современный период происходит процесс перехода от распределения информации сверху вниз к ее свободному обороту в качестве товара. Тем самым появляются хозяйствующие субъекты, профессионально осуществляющие деятельность, направленную на создание этого специфического товара. В хозяйственном обороте последний может выступать в качестве информационного продукта или информационной услуги.

Таким образом, появляется совершенно иной тип информационных отношений, возникающих уже в частноправовой сфере. Речь идет об информационных отношениях, в которых, с одной стороны, выступают хозяйствующие субъекты, осуществляющие информационную деятельность в той или иной сфере профессионально (она также является одним из видов предпринимательской деятельности), а с другой – пользователь. К указанным информационным отношениям применяется главным образом договорная форма правового регулирования.

Ни правовая доктрина, ни действующие нормы права не знают таких терминов, как «договор на передачу информации», «договор на передачу информационного продукта» либо «информационный договор».

На практике существует множество различных видов договоров, имеющих содержанием передачу определенной информации в той или иной форме. Во-первых, в качестве объекта такого рода договоров может быть результат творческой деятельности. В этом случае создание и передача данного вида информации регулируются нормами авторского права, которые, защищая форму, в которую такая информация облечена, как бы подразумевают защиту и содержательной части. И тогда используются авторские или авторские (лицензионные) договоры в качестве договорной формы регулирования.

Следующими видами договоров, которые могут использоваться в этой области, являются договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, при условии, что результат такого выполнения – именно информационный продукт или услуга. В качестве примера могут быть названы также договоры на передачу «ноу-хау», под которым обычно понимают информацию технического, организационного и коммерческого характера, т.е. знания, необходимые для процесса производства продукта или оказания услуги и составляющие секрет производства.

Здесь были названы лишь некоторые виды договоров, известные законодательству или юридической практике. На самом деле широкое применение приобрели договоры на информационно-консультационное обслуживание, консалтинга, оказание информационных и маркетинговых услуг, которые имеют предметом сбор и предоставление определенного рода информации. Однако содержание данных договорных отношений не регламентируется законодательством, стороны определяют его самостоятельно исходя из принципа свободы договора и ненарушения общих положений об обязательствах, закрепленных в действующем законодательстве.

Информационные отношения частноправового характера могут вникать не только там, где одним из участников является лицо, осуществляющее информационную деятельность, но и между любыми хозяйствующими субъектами. Например, между Федерацией фондовых бирж России и биржами был подписан Протокол соглашения об информационном обмене, который регламентировал обмен информацией по электронным сетям, с соблюдением единых правил кодировки файлов, и информацией, передаваемой в файлах. Устанавливалось также, что по согласованию сторон материалы, полученные сторонами, могут быть переданы третьим лицам, в том числе для опубликования в средствах массовой информации.

Информационные отношения, возникающие во внутрихозяйственных связях, регулируются нормами, разрабатываемыми органами управления хозяйствующего субъекта, или, иначе, корпоративными. Руководствуясь ст. 139 ГК, хозяйствующий субъект может определять перечень сведений, которые содержат информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Принятием соответствующих корпоративных актов могут быть ограничен свободный доступ к такого рода сведениям, а также установлены меры, принимаемые к охране их конфиденциальности. Примерами такого рода нормативных актов могут быть Положение о конфиденциальной информации, устанавливающее перечень сведений конфиденциального характера, и должностные инструкции, устанавливающие требования к работе с информацией, полученной в процессе выполнения сотрудником служебных обязанностей.

§ 2. Основные направления информационного обеспечения предпринимательской деятельности

2.1. Постановка проблемы.

В современный период все более актуальным становится вопрос о появлении и развитии самостоятельного сектора экономики – информационного, а также создании информационной инфраструктуры рынка и экономики в целом.

Заметим, что в Общесоюзном классификаторе «Отрасли народного хозяйства», утвержденном Государственным комитетом СССР по статистике, Государственным плановым комитетом СССР и Государственным комитетом СССР по стандартам 1 января 1976 г. (с изменениями № 1–18, утвержденными в 1977– 1995 гг.), определяется, что к сфере материального производства* наряду с другими отраслями народного хозяйства отнесены информационно-вычислительное обслуживание и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (посреднические услуги; услуги организаций, содействующих в наладке оборудования, в обработке новых технологий, в продаже и приобретении «ноу-хау», патентов и лицензий, а также реклама, аудиторская и маркетинговая деятельность).
* При этом к сфере материального производства, как установлено в данном нормативном акте, относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.
Таким образом, помимо регулирования возникающих информационных отношений, связанных с предпринимательской деятельностью (о которых говорилось ранее), назревает необходимость правового вмешательства в развитие информационной среды рынка, где прежде всего и возникают эти информационные отношения, в целях обеспечения равного доступа к необходимой информации, свободы осуществления предпринимательской деятельности, а также поддержания конкуренции и ограничения монопольного владения определенной информацией отдельными хозяйствующими субъектами и государственными органами.

В целях развития и поддержания нормального функционирования информационной инфраструктуры экономики в целом, а также ее информационного сектора федеральное регулирование строится на следующих основных принципиальных положениях.

2.2. Создание информационной инфрастуктуры.

В этом плане государство направляет усилия на наиболее полное удовлетворение информационных потребностей хозяйствующих субъектов. В этих целях всячески содействует созданию систем информационного обеспечения предпринимательства, объединяющих в себе информационные центры, базы и банки данных с использованием унифицированных программных и технических средств и развитых сетей передачи данных, выделяя в первую очередь наиболее неразвитые в этом отношении сферы предпринимательства.

Главным образом, эту цель преследуют постановления Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1319 «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации»* и от 29 декабря 1994 г. № 1434 «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса»**.

В связи с информационной поддержкой малого бизнеса может быть назван Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»***, ст. 16 которого нацеливает (но не обязывает) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления разрабатывать и осуществлять меры по созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией.

* СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3364.

** СЗ РФ. 1995. №2. Ст. 143.

*** СЗ РФ. 1995. №25. Ст. 2343.
Постановление Правительства РФ от 24 ноября 1992 г. № 908 «О мерах по организации информационного обеспечения российских и иностранных инвесторов о приватизации государственных предприятий» * в целях обеспечения регулярного информирования российских и иностранных инвесторов о возможностях их участия в приватизации государственных предприятий обязывает Министерство имущественных отношений Российской Федерации организовывать и координировать работы органов государственного управления Российской Федерации с иностранными инвесторами в ходе приватизации государственных предприятий, включая сбор и обработку информации, а также развитие системы информационного обеспечения потенциальных инвесторов. В связи с этим учреждается Государственный информационный центр содействия инвестициям.
* САПП РФ. 1992. № 22. Ст. 1914.

2.3. Информационная прозрачность и доступ к информации.

Государством первоначально определяются лишь некоторые сферы рыночных отношений, где закрепление механизма обеспечения доступа к информации является одним из условий равного и свободного взаимодействия участников этих отношений.

Особое внимание в настоящее время уделяется информационному обеспечению рынка ценных бумаг. До принятия Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» ** , в котором разд. IV полностью посвящен информационному обеспечению рынка ценных бумаг, этому вопросу также уделялось некоторое внимание. Так, письмо Минфина России от 12 ноября 1992 г. № 05-01-06 «О предоставлении информации фондовыми биржами и фондовыми отделами бирж» *** устанавливало обязанность фондовых бирж и фондовых отделов бирж ежемесячно представлять в Министерство финансов РФ сведения об итогах биржевой деятельности на рынке ценных бумаг и о допуске ценных бумаг и котировке на фондовой бирже. Указ Президента РФ от 3 июля 1995 г. № 662 « О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации» (в ред. от 16 августа 1995 г. и от 4 января 1996 г.) * определил необходимость формирования единых стандартов осуществления и регистрации операций на финансовом рынке Российской Федерации, в том числе на рынке ценных бумаг, обеспечивающих конфиденциальность коммерческих сделок, независимость их участников, защиту информации, учет и защиту прав собственников, а также государственный и общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации. Инструктивное письмо Центрального банка РФ от 4 августа 1995 г. № 183 «Об утверждении и введении в действие Положения о порядке раскрытия информации о банках и других кредитных организациях – эмитентах ценных бумаг в Российской Федерации» закрепило обязанность коммерческих банков и других кредитных организаций, публично размещающих эмитируемые ими ценные бумаги, раскрывать информацию, содержащуюся в регистрационных документах.
* СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2639.

** СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.

*** ВГ. 1992. № 47.
Начало целенаправленной политики государства по повышению уровня информационной прозрачности рынка ценных бумаг положил Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», который установил общие положения, касающиеся порядка и процедуры раскрытия информации, использования служебной информации, требований к рекламе на рынке ценных бумаг.

Вслед за Законом Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008*, наметила пути дальнейшего развития информационной открытости рынка ценных бумаг, предложив программу мер, направленных на повышение стандартов раскрытия информации и информационной прозрачности рынка ценных бумаг, или иначе – Государственную информационную инициативу.
* СЗ РФ. 1996. № 28. Ст, 3356.

§ 3. Правовой режим информации

3.1. Конфиденциальность информации.

Направлением правового регулирования информационного обеспечения предпринимательской деятельности является закрепление определенного режима для некоторых видов информации.

Общие положения, касающиеся установления различных категорий доступа к информации, а соответственно и видов информации, закрепляются Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». Статья 9 Закона определяет, что информационные ресурсы могут относиться к общероссийскому национальному достоянию, правовой режим которых устанавливается федеральным законом. В ст. 10 закрепляется, что государственные информационные ресурсы Российской Федерации открыты и общедоступны. Исключение составляет документированная информация, отнесенная Законом к категории ограниченного доступа, которая, в свою очередь, подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

На сегодняшний день существуют два нормативных акта, определяющих перечень сведений конфиденциального характера. Речь идет об Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»* и постановлении Правления Пенсионного фонда РФ от 30 августа 1996 г. № 123 «Об утверждении перечня сведений, составляющих конфиденциальную информацию», который касается определенных в данном нормативном акте сведений о плательщиках страховых взносов (персональных данных), а также сведений, раскрывающих систему, средства и методы защиты информации на средствах вычислительной техники Пенсионного фонда от несанкционированного доступа, а также значения действующих кодов и паролей.

Статья 11 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», а также п. 1 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, относят к конфиденциальной информации персональные данные, т.е. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.
*СЗРФ. 1997. № 10. Ст. 1127.
Названный Федеральный закон определяет, что юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

Деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных, подлежит обязательному лицензированию.

Особого внимания заслуживает вопрос о порядке сбора, хранения и использования персональных данных, которые обрабатываются в информационных системах органов государственной власти в соответствии с их полномочиями. В частности, на налоговые органы возлагается обязанность обеспечения сохранности и конфиденциальности сведений налогоплательщиков. Действующее законодательство разрешает передачу конфиденциальной информации о налогоплательщиках из числа юридических и физических лиц без их согласия только в правоохранительные органы и в строго установленном порядке (ст. 109 УПК).

Отдельным государственным организациям и ведомствам в пределах, предусмотренных соглашениями с ними и с учетом требований по сохранению коммерческой тайны, налоговые органы России вправе предоставлять такого рода информацию. Так, порядок предоставления Пенсионному фонду РФ сведений о доходах предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, определен совместным письмом Пенсионного фонда РФ и Госналогслужбы России от 3–4 июня 1993 г. № JI4-16/ 2116-ИН, ВЗ-6-03/196. Передача баз данных налоговых органов сторонним организациям не допускается.

Заметим, что при установлении режима конфиденциальности для информации о лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность, не делается различий для лиц физических и юридических. Исходя же из смысла норм Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» и Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, охраняются в качестве конфиденциальной информации лишь персональные данные (в том понимании, как это было определено выше).

Подтверждением тому служит приказ ГТК России от 28 апреля 1994 г. № 180, который определяет, что конфиденциальной считается информация, содержащаяся в грузовых таможенных декларациях о конкретных сделках в привязке к участникам внешнеэкономических связей.

В соответствии с порядком, установленным законодательством, в качестве конфиденциальных могут быть заявлены также другие данные и показатели, возникающие в процессе формирования таможенной статистики внешней торговли. Статья 16 Таможенного кодекса РФ закрепляет, что информация, предоставленная таможенным органам РФ государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу, может использоваться исключительно в таможенных целях.

Информация, составляющая государственную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальная информация (не являющаяся общедоступной и могущая нанести ущерб правам и охраняемым законом интересам предоставившего ее лица) не должна разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов РФ в личных целях, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.

3.2. Служебная тайна.

Следующим видом конфиденциальной информации является служебная тайна, которая в ст. 139 ГК РФ определяется так же, как и коммерческая тайна, что вряд ли обоснованно. В соответствии с данной статьей информация будет составлять служебную или коммерческую тайну, когда соблюдаются следующие условия: информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, она не известна третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Из этого определения следует, что служебная тайна должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность, которую как раз в большинстве случаев служебные сведения не содержат. При определении служебной тайны перечисленные в ГК признаки могут быть использованы лишь в качестве основы, учитывая специфику, которая характерна для служебных сведений конфиденциального характера. Главным здесь является то, что перечень этих сведений, а также возложение на служащих (должностных лиц) обязанности охраны их конфиденциальности устанавливаются законодательством, а не обладателем информации (как это предусматривается относительно коммерческой тайны).

Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» под служебной информацией для целей настоящего Федерального закона признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг. При этом закрепляется, что лица, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать служебную информацию для совершения сделок третьим лицам.

3.3. Банковская тайна.

Разновидностью служебной тайны можно считать банковскую тайну. Определяя содержание банковской тайны, а точнее круг сведений, которые будут ее составлять, отметим, что ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности» дает более широкое по сравнению со ст. 857 ГК РФ понятие банковской тайны*.
* См. подробнее: Олейник ОМ. Основы банковского права. М., 1997.
ГК РФ называет три вида сведений, составляющих банковскую тайну:

А) сведения о банковском счете и банковском вкладе;

Б) сведения об операциях по счету;

В) сведения о клиенте.

В ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности» определяется, что кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

3.4. Коммерческая тайна.

В соответствии с п. 5 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, к числу сведений конфиденциального характера относится коммерческая тайна, понятие которой раскрывалось выше. Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 был установлен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну *.
* СП РСФСР. 1992. № 1–2. Ст. 7.
В российском законодательстве пока не существует отдельного законодательного акта, защищающего коммерческую тайну, а в некоторых случаях такая информация нуждается в правовой защите.

Помимо ГК РФ, некоторые нормативные акты уже содержат нормы, запрещающие разглашение конфиденциальных сведений в связи с угрозой нанесения ущерба заинтересованным лицам. Так, согласно ст. 14 Закона РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе»** информация, представляемая декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, определенная в качестве составляющей коммерческую тайну или являющаяся конфиденциальной, может использоваться таможенным органом исключительно в целях осуществления своей деятельности и не передаваться третьим лицам ***. Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливается, что в случае разглашения сотрудниками федерального антимонопольного органа (территориального органа) сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством (ст. 15).
** ВВС РФ. 1993. №23. Ст. 821.

*** См.: Финансовые известия. 1993. № 54. С. 8.
Несомненно, требуется принятие отдельного законодательного акта, устанавливающего режим конфиденциальности этой информации. Тогда коммерческая тайна сможет в полной мере пользоваться судебной защитой при условии соблюдения требований этого закона.

В первую очередь должны будут учитываться следующие требования:

Предмет секрета не должен быть общеизвестным фактом;

На получение или создание этого секрета хозяйствующим субъектом должны быть израсходованы собственные средства (что подтверждается финансовой документацией);

Работники должны быть своевременно предупреждены о наличии секрета и порядке обращения с ним;

Хозяйствующий субъект должен принимать реальные меры по защите секрета.

Меры, о которых говорится в последнем из условий, должны касаться: во-первых, установления перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну предприятия; во-вторых, определения источников таких сведений; в-третьих, определения каналов и способов утечки сведений, составляющих коммерческую тайну*.
*См.: Отнюкова Г.Д.
Таким образом, правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности на сегодняшний день направлено, главным образом на формирование информационной инфраструктуры рынка, обеспечение его информационной прозрачности, а также гарантирование ограниченного доступа к определенным видам информации, признанных в качестве таковых в соответствии с действующим законодательством.

§ 4. Договоры об информационно-консультационных услугах

4.1. Консалтинг и маркетинг.

В связи с переходом к рыночной экономике резко возросла потребность в получении информационно-консультационных услуг. Предприятие нуждается в информации о потенциальных продавцах и покупателях, их надежности и платежеспособности, сведениях о конъюнктуре рынка, в юридической помощи при составлении или изменении документации, необходимой при регистрации предприятия, его реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы, в консультациях по составлению финансовой отчетности и других подобного рода услугах. Указанные услуги могут быть предметом самостоятельных договоров, но могут входить в содержание, например, договоров о посреднических услугах и др.

Соответственно, стороной по договору может быть фирма, специализирующаяся на консалтинге как основном виде деятельности, либо посредническая организация (фирма, контора), для которой консалтинг – один из видов деятельности, даже не являющейся основной.

Консалтинг – деятельность по консультированию клиентов по экономическим и правовым вопросам. Помимо консультаций фирма может осуществлять маркетинговые услуги. Маркетинг – комплекс действий по изучению рынка: спроса на продукцию клиента, текущего и прогнозируемого на перспективу, предложения соответствующих товаров. Изучаются сведения о конкурентах, ценах, качестве товаров и их последующем сервисном обслуживании.

Цель договора маркетинга – выдача клиенту рекомендаций, учет которых позволит ему производить пользующуюся устойчивым спросом продукцию, вносить изменения в ассортимент, улучшать качество изделий, снимать с производства не пользующуюся спросом продукцию. Благодаря маркетингу предприятия имеют возможность производить продукцию, обеспечивая необходимый уровень прибыли для развития предприятия.

По сути и назначению данные услуги предполагают наличие долгосрочного взаимодействия клиента и исполнителя. Поэтому договоры о маркетинговых услугах заключаются, как правило, на срок свыше года. Сроки предоставления исполнителем клиенту информации устанавливаются в договоре с учетом необходимости реагирования на изменение конъюнктуры товарного рынка.

Оперативная текущая информация исполнителя позволяет корректировать эти программы производства и реализации соответствующих товаров. По форме поступающая от исполнителя информация может быть в виде отчета с необходимыми расчетами, приложениями. Возможна передача информации по каналам связи с использованием ЭВМ.

Производство. Приводятся сведения о конкурентах, динамике производства, данные о товарах.

Спрос и потребление. Приводятся сведения о степени удовлетворения спроса, направлении расширения рынка, данные о структуре потребления, динамике торговли.

Цены. Предоставляются сведения об изменении цен (индекс цен), ценах на сырье, делаются расчеты выгодности (прибыльности) производства.

Размер оплаты услуг исполнителя может быть поставлен в зависимость от экономической эффективности рекомендаций.

Но чаще всего оплата производится за фактически оказанные услуги, своевременно предоставленную информацию.

Маркетинг – действенный инструмент регулирования экономики в условиях нормального рынка, конкуренции производителей. В настоящее время при монополизме производителей, дефиците продукции и товаров нет объективных условий для широкого распространения маркетинговых услуг, оказываемых исполнителями по договорам. Многие предприятия пока ограничиваются тем, что создают на базе отделов снабжения и сбыта отделы (подразделения) по маркетингу, не заключая специальных хозяйственных договоров о данных услугах.

Правовой формой консалтинга по юридическим вопросам на практике является договор клиента с юридической фирмой о правовом обслуживании. Договор заключается обычно сроком на год. Но могут быть и разовые обращения клиента в юридическую фирму по какому-либо конкретному вопросу. Услуга в таком случае может составить содержание договора, заключаемого на совершение однократного действия (помощь в составлении документа, представительство в суде и др.). Договор на юридическое обслуживание кроме консультации может предусматривать обязанности юридической фирмы осуществлять по поручению клиента представительство в суде, арбитражном, третейском суде, давать заключение о законности локальных актов предприятия, заключаемых договоров, помогать в составлении договоров, претензий, исковых заявлений.

Оплата производится либо путем перечисления периодических платежей безотносительно к объему услуг, либо за соответствующие услуги в пределах срока действия договора, но чаще всего указанные способы оплаты сочетаются. Например, помимо оплаты за прикрепление к фирме фирма получает определенный процент по каждому выигранному в судебном процессе делу (хозяйственному спору). Разумеется, если предприятие имеет в штате юрисконсульта, нет необходимости прибегать к услугам юридической фирмы.

Предприятия – исполнители услуг могут быть многопрофильными. Например, сочетать юридические услуги и аудит, юридическое обслуживание и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности предприятия-клиента. Это позволяет им выжить в условиях рынка, если спрос на отдельные услуги снижается.

Получение одним предприятием информации о другом предприятии с целью снижения коммерческого риска от возможного с ним сотрудничества по хозяйственному договору сопряжено с известными трудностями (из-за отсутствия необходимых справочников, территориальной удаленности, из-за скудости сведений при официальной публикации об итогах финансово-хозяйственной деятельности или из-за отсутствия такой публикации вообще и пр.).

Существуют организации, специализирующиеся на сборе, обработке, предоставлении интересующей клиентов информации о потенциальных контрагентах. На основе договора о предоставлении такой информации клиент имеет возможность получить сведения о финансовом положении и деловой репутации того или иного производителя, составе учредителей, сведения о банках, обслуживающих предприятие, и другую информацию.

4.2. Инжиниринг.

Разновидностью консалтинга в производственной сфере является инжиниринг. Фирма по договору может оказывать инженерно-консультационные услуги предприятию-клиенту, связанные с подготовкой и техническим обеспечением производства продукции. Фирма может, например, давать рекомендации об использовании сложного оборудования, оказывать помощь в адаптации программных продуктов к условиям производства клиента, осуществить декомпилирование программы для ЭВМ, обеспечивать монтаж и демонтаж оборудования, оказывать иные услуги.

Разнообразны услуги, оказываемые с помощью и на основе использования информационных систем – путем передачи информации по каналам связи с использованием соответствующего банка данных ЭВМ. Деятельности по обмену информацией между организациями предшествуют установка ЭВМ, обеспечение пользователя необходимыми инструкциями, консультациями со стороны организации – владельца информационных ресурсов (систематизированной информации в банке данных ЭВМ).

На основе договоров об оказании информационно-вычислительных услуг осуществляется, например, автоматизированная обработка информации кредитных организаций, оказываемых подразделениями информатизации Банка России (операционный день кредитной организации, ведение ее баланса), передаются электронные.копии выписок по счетам кредитных организаций*.
* См. письмо ЦБ РФ от 18 июня 1997 г. «О взимании платы за услуги банка России» // РГ. 1997. 9 авг.
Возможно автоматизированное ведение бухгалтерского учета: при этом заказчик предоставляет по установленным формам исходную информацию и получает итоговую информацию по форме, согласованной с исполнителем. Деятельность по ведению реестра владельца ценных бумаг может фиксироваться как на бумажных носителях, так и с использованием электронной базы данных (ст. 8 Закона «О рынке ценных бумаг»).

Отношения носят долгосрочный характер: обмен информацией осуществляется в режиме и по регламенту, определенным соглашением сторон с учетом их технических возможностей.

Заказчик по данному договору либо предоставляет исходную информацию и, в свою очередь, получает результаты обработки его информации, либо получает интересующую его уже готовую информацию, накопленную владельцем информационных ресурсов. В последнем случае процесс сбора, обработки информации содержанием договора с заказчиком не охватывается. Помимо собственно информационных услуг возможно оказание услуг по сопровождению программных средств (консультации, обучение персонала по пользованию программой для ЭВМ). Такие услуги оказывает организация, на законной основе поставляющая программные средства (базы данных программы для ЭВМ) пользователям.

Поскольку закон пока не дает легальных понятий « информационные услуги», «маркетинг», «посредническая деятельность», на практике такие договоры называются договорами о взаимном сотрудничестве, о совместной деятельности. В таких случаях юридическую природу договора, его тип необходимо определять, анализируя содержание договора, действительные взаимоотношения сторон.

Встречаются смешанные договоры, по которым стороны оказывают друг другу информационно-консультационные услуги, услуги по подбору друг другу в качестве партнеров третьих лиц (продавцов, покупателей), и в то же время стороны объединяют усилия для реализации совместных программ (строительство, сбор и переработка вторичного сырья с последующим распределением прибыли между сторонами и др.).

Во многих договорах такого рода предусматриваются обязательства по рекламированию продукции клиента, а также взаимной рекламе. Заключая договоры о сотрудничестве, стороны тем самым подчеркивают доверительный характер отношений между ними, не включают в договор меры имущественной ответственности строят отношения между собой на взаимовыгодном сотрудничестве.

Беляев В. Торговля ценными бумагами в сети Интернет // Рынок ценных бумаг. 1999. № 10, 11, 13, 15, 19.

Викулин А.Ю. Банковская тайна как объект правового регулирования // Государство и право. 1998. № 7.

Власова О. Законодательство Великобритании: охрана коммерческой тайны и другой конфиденциальной информации // Хозяйство и право. 1998. № 8.

Гаврилов Э.П. Права на интеллектуальную собственность в новом Гражданском кодексе Российской Федерации // Государство и право. 1995. № 11.

Дозорцев ВА. Законодательство о научно-техническом прогрессе. М., 1978.

Дозорцев В А. Информация как объект исключительного права // Дело и право. 1996 №4

Закупенъ Т.В. Правовое регулирование создания единого информационного пространства стран – участниц Содружества Независимых Государств // Государство и право. 1997. № 6.

ЗалесскаяМ.В. Недобросовестная конкуренция: некоторые проблемы неправомерного получения, использования и разглашения конфиденциальной информации // Законодательство и экономика. 1999. № 5.

Информация // Закон. 1999. № 10.

Карчевский С. Банковская тайна: проблемы правового регулирования // Хозяйство и право. 2000. № 4.

Копылов ВА. Информационное право: Учебное пособие. М., 1997.

Лобанов Г. Маркетинговые услуги и себестоимость // Хозяйство и право. 1996. №11.

Медведев А. Компьютерная программа: вещь или нематериальный актив // Хозяйство и право. 1997. № 11.

Олейник ОМ. Правовые проблемы банковской тайны // Хозяйство и право. 1997. № 6, 7.

Отнюкова Г Д. Коммерческая тайна // Закон. 1998. № 2.

Потерякин Д. Передача информации, содержащейся в базе данных // Хозяйство и право. 1996. № 6.

Симкин Л.С. Из практики рассмотрения дел о правовой охране программ для ЭВМ // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1997. № 8.

Скобликов П. Коммерческая и банковская тайна: проблемы правового регулирования // Российская юстиция. 1997. № 11.

Соловяненко Н.И. Совершение сделок путем электронного обмена данными // Хозяйство и право. 1997. № 7.

Северин В А. Услуги информационного характера, обеспечивающие коммерческую деятельность//Законодательство. 2000. № 1. С. 32–39.

Ткачук И.Б. Коммерческая тайна: Организация защиты, расследование посягательств. М., 1999.

Шаров В. «Ноу-хау» – объект интеллектуальной собственности // Хозяйство и право. 1998. № 7.

Шамаев А. Правовые аспекты деятельности коммуникационных систем (на примере SWIFT) // Хозяйство и право. 1997. № 2.

Для современного этапа развития общества характерно возрастание роли информационной сферы, которая включает в себя многочисленные блоки разнообразной информации, сами информационные структуры, а также субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информационных ресурсов. Информационная сфера как системообразующий фактор жизни общества активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ.

Неправомерный доступ к коммерческой, банковской тайне может нанести организации значительный материальный ущерб, а также имиджевые издержки. Для того чтобы защитить себя от утечки информации, целесообразно в рамках предприятия разрабатывать локальные акты, которые могут называться по-разному: положения о конфиденциальной информации, перечни сведений, не подлежащие разглашению, и т.д. Работники должны быть ознакомлены с такими актами под расписку.

Для правильного понимания следует уточнить, что представляют собой объект и субъекты информационного обеспечения предпринимательства, какие функции выполняет организация системы информационного обеспечения на разных уровнях предприятия.

Во-первых, объект и субъекты системы информационного обеспечения предпринимательства тесно взаимосвязаны. Во-вторых, в качестве объекта системы информационного обеспечения в целом выступает стабильное экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущем и перспективном периодах. Конкретными же объектами информационного обеспечения являются информационные и иные ресурсы: финансовые, материально-технические, кадровые и др.

Можно выделить две группы осуществляющих информационное обеспечение предпринимательства субъектов: внешние и внутренние. К внешним субъектам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные информационно обеспечивать всех без исключения законопослушных участников предпринимательских и иных отношений ; причем их деятельность не может полностью контролироваться самими предпринимателями (во всяком случае, в современной российской действительности). Эти органы формируют законодательную основу функционирования и защиты предпринимательской активности в различных ее аспектах и гарантируют стабильность информационных отношений в интересах всех граждан страны.

Внутренние субъекты это лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите информационной безопасности данного конкретного субъекта предпринимательства. В качестве таких субъектов могут выступать работники собственной службы безопасности предприятия; приглашенные специалисты и консультанты, оказывающие информационные услуги в целях защиты предпринимательской деятельности.

Администрация предприятия осуществляет информационное обеспечение собственной деятельности на основе определенной стратегии и тактики.

Стратегия информационного обеспечения предпринимательства предполагает долгосрочный подход к достижению цели. Она должна включать прежде всего систему превентивных мер по защите конфиденциальной информации, реализуемую через регулярную, непрерывную работу структурных подразделений организации по проверке контрагентов, анализу предполагаемых сделок, экспертизе документов, выполнению правил работы с документацией и т.п. Может быть выработана также стратегия реактивных мер, основанная на применении ситуационного подхода и реализуемая через систему мероприятий, специфических для данной ситуации.

Тактика информационного обеспечения предпринимательства включает применение определенных процедур и выполнение конкретных действий в целях противодействия возникающим угрозам. Такими действиями в зависимости от ситуации могут быть, например, принятие дополнительных мер по сохранности коммерческой тайны; создание подразделения компьютерной безопасности; предъявление устных или письменных претензий контрагснту-нарушителю; обращение в правоохранительные органы или суд.

Итак, среди основных направлений по информационному обеспечению предпринимательства можно выделить:

  • – проведение проверок в структурных подразделениях предприятия и оказание практической помощи по вопросам информационного обеспечения их деятельности;
  • – организация и осуществление защиты конфиденциальной информации;
  • – разработка и внедрение локальных актов, например положения о коммерческой тайне;
  • – автоматизация информации по вопросам безопасности;
  • – постепенный переход подразделений на безбумажный (электронный) документооборот;
  • – проверка правил ведения закрытого делопроизводства;
  • – проверка работников на предмет соблюдения ими правил обеспечения информационной, экономической безопасности.

К организации информационного обеспечения предпринимательской деятельности предъявляются определенные требования, среди которых можно выделить следующие.

  • 1. Законность предполагает, что деятельность лиц, обеспечивающих информационную безопасность, должна носить законный характер, иначе весь защитный механизм может оказаться ненадежным по вине самого субъекта предпринимательской деятельности. В качестве неблагоприятных последствий возможны различного рода санкции правоохранительных органов, привлечение в качестве ответчика в суд, шантаж со стороны криминальных структур и т.д.
  • 2. Комплексность , т.е. возможное взаимодействие всех подразделений предприятия в целях обеспечения необходимого уровня защиты, создания климата сотрудничества и доверия.
  • 3. Экономическая целесообразность , означающая, что в первую очередь следует организовывать информационную безопасность тех объектов, затраты на защиту которых меньше, чем потери от незаконного их использования. В этом случае должны учитываться также финансовые возможности организации.
  • 4. Непрерывность , предполагающая, что функционирование комплексной системы обеспечения информационной безопасности предпринимательства должно осуществляться постоянно.
  • 5. Оперативность обеспечивается быстродействием специальных информационных служб и эффективностью проведенных мероприятий по доведению нужной информации по технологическим цепочкам, а также своевременным информированием администрации предприятия.
  • 6. Координация и подконтрольность системы обеспечения информационной безопасности руководству субъекта предпринимательской деятельности . Это необходимо, во-первых, для того, чтобы локальная система безопасности не оказалась сориентирована на решение узких задач, без учета интересов партнеров и других структурных подразделений; во-вторых, для правильной оценки эффективности системы информационного обеспечения предприятия и ее возможного совершенствования.

В рамках предприятия должна быть обеспечена организация службы информационной безопасности. Среди субъектов, обеспечивающих защиту информационной безопасности предпринимательской деятельности, наибольшее значение имеет служба собственной безопасности, конечно, при наличии у предпринимателей необходимых для этого финансовых средств. Можно выделить ряд этапов, рекомендуемых предпринимателям при обеспечении информационной безопасности.

  • 1. Принятие решения о создании системы обеспечения информационной безопасности предприятия. Данный вопрос должен возникнуть в момент принятия решения об организации юридической фирмы в зависимости от выбираемого вида деятельности, характера предполагаемых услуг, использования частной информации, количества работников и т.д. На общем собрании учредителям заранее необходимо предусмотреть возможность создания специальной службы и распределить обязанности. После государственной регистрации организации руководителями принимается окончательное решение, определяются ответственные лица, которые будут непосредственно заниматься организацией службы информационной безопасности.
  • 2. Определение общих задач по обеспечению информационной безопасности предприятия. Сюда входят определение предполагаемых угроз, их предупреждение, установление конкретных объектов защиты (информация, компьютерные системы, ключи доступа, безопасность помещений).
  • 3. Разработка положения об обеспечении информационной безопасности предприятия, определение структуры и кадрового состава лиц, занимающихся данной работой.
  • 4. Подбор и расстановка кадров. Работниками службы информационной безопасности могут быть люди, имеющие специальные навыки и умеющие работать с информационными технологиями. Важным и ключевым условием является именно профессиональная подготовка. На практике принято отдавать предпочтение бывшим работникам правоохранительных органов (МВД России, ФСБ России, прокуратуры) с соответствующим опытом работы.
  • 5. Непосредственная организация и функционирование службы информационной безопасности предприятия. Работа структурного подразделения по информационной безопасности регламентируется целым рядом локальных актов, которые следует разработать в рамках предприятия. Лицам, обеспечивающим информационную безопасность, запрещается оказывать иные услуги, не связанные с работой собственного предприятия. В процессе деятельности значительную роль играет умелая расстановка кадров, распределение прав и обязанностей. Важным фактором является гибкая система стимулирования работников службы. Финансирование обычно осуществляется из прибыли. Экономия средств, как правило, оборачивается гораздо более крупными потерями.
  • 6. Контроль над деятельностью по обеспечению информационной безопасности. Для поддержания высокого уровня производственной дисциплины, а также эффективного противодействия различным взломам и информационным атакам необходимо осуществление постоянного контроля и анализа результатов данной деятельности. Для этого осуществляются:
    • – регулярные текущие отчеты работников, занимающихся обеспечением информационной безопасности, перед руководством предприятия;
    • – внеплановые отчеты по защите от конкретных угроз и о принятых организационных и технических мерах;
    • – анализ отчетов и формирование позиции руководства относительно эффективности системы информационной безопасности предприятия. Важным элементом поддержания высокого уровня защиты является совершенствование деловых навыков работников, занятых обеспечением информационной безопасности, что достигается постоянным повышением их квалификации и переподготовкой (не реже чем каждые три года).

Под информацией в бизнесе понимаются сведения, которые могут оказать влияние на производственный процесс предприятия и его положение на рынке товаров.

Невозможна без информационного обеспечения. Прежде чем начинать свою деятельность, предприниматель должен оценить условия производства, возможности получения ресурсов, степень насыщенности рынка, – все это возможно только с помощью получения и обработки необходимой информации.

Всю имеющуюся и поступающую на предприятие информацию можно представить как деловую, релевантную и текущую.

Деловой вид информации представляет собой информацию о внутренней и внешней среде бизнеса. Такая информация необходима для принятия управленческих решений. На разных этапах принятия управленческого решения необходимы различные виды деловой информации. Например, на Ульяновском автозаводе выпускается автомобиль. Для выхода на внешний рынок модель должна иметь название. То, что модель уже готова к массовому производству, но не имеет еще названия – это оперативная информация. Она становится доступной для всех работников завода, с целью привлечь их к нахождению красивого названия. Этот вид информации называется обзорной информацией. На следующем этапе от работников завода поступают предложения, которые рассматриваются соответствующим отделом. Данный вид информации представляет собой итоговую информацию, позволяющую прийти к принятию решения.

Релевантная информация – это такой вид информации, которая собирается для определения конкретной задачи, цели; за определенный период времени или под конкретное лицо. С помощью названного вида информации происходит обоснование цели деятельности, разработка и выход на рынок нового продукта и т. п. Релевантная информация в значительной степени используется в маркетинге.

Под маркетингом предприятия понимается гармоничное сочетание предпринимательской, управленческой, коммерческой, социальной, финансовой и других типов деятельности по удовлетворению потребностей, запросов и интересов потребителей в целях увеличения прибыли, обеспечения устойчивого функционирования и развития предприятия.

– это начальный этап деятельности любого предприятия. Без анализа всей совокупности рыночных отношений невозможно существование предприятия в рыночных условиях.

Текущая информация – это информация о событиях, сопровождающих события, происходящие в бизнесе.

Она может быть бытовой и сигнальной. Под бытовой информацией в бизнесе понимают информацию, носящую частный характер, т. е. предназначенную и важную только для бизнесмена. Сигнальная информация связана с экономическим положением предприятия. Она может иметь как позитивный, так и негативный характер.

В свою очередь деловая и релевантная информация может представлять бизнес-информацию, состоящую из данных об изготовителе, продавце товара, о фирмах-конкурентах, товарах, работах, услугах и т. п.

Бизнес-информация по месту ее прохождения подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя информация содержит:

Данные внутрифирменной системы информации;
данные информационно-аналитической работы сотрудников;
данные информационно-аналитической работы предпринимателя.

К внутренней информации относятся сведения о , прибыли и убытках; статистике оборотов, заказов, клиентов, об издержках производства; о количестве и качестве выпускаемой продукции; о технологии, оборудовании, о совершенствовании труда и перспективах роста его производительности и т. п.

Внешняя информация включает:

Данные международных информационных систем;
данные национальных информационных систем;
данные средств массовой информации;
данные специализированных структур.

Следовательно, внешняя информация состоит их данных о состоянии международных рынков; о состоянии экономики страны в целом, отдельных регионов и отраслей; о потребителях, поставщиках и конкурентах; о научных открытиях, патентовании и лицензировании в соответствующих отраслях и т. п.

Для принятия качественного управленческого решения информация должна иметь заданные свойства и соответствовать определенным требованиям. Требования к информации в бизнесе можно разделить на два основных направления: по целенаправленности и по качеству. По целенаправленности информация должна быть полезной, достоверной, полной и своевременной. По качеству информация определяется достаточностью, усвоением, точностью и новизной.

Для принятия качественного управленческого решения, помимо требований к самой информации, необходимо выполнение определенных требований и работниками, участвующими в процессе управления предприятием. Основным из них является информационная культура, овладение которой становится все более важным и необходимым условием успешности в бизнесе. Под информационной культурой понимается создание условий на предприятии, при которых каждый специалист в состоянии самостоятельно получить, обработать и оценить информацию, направленную на достижение целей предприятия, сделав ее доступной для персонала.

Оптимальная информационная культура в бизнесе должнасоответствоватьследующим требованиям: организация наиболее рационального обмена информацией; создание необходимых и достаточных условий для сбора, хранения, переработки и передачи информации; обеспечение необходимого объема сведений для специалистов; овладение персоналом основами информационной культуры. Мировая , вступившая в эпоху формирования , характеризуется качественно новым производственным аппаратом, основанным на компьютеризированных орудиях труда и информационных технологиях.

Под информационными технологиями подразумевается использование компьютерной, вычислительной техники и систем средств связи для создания, сбора, хранения, обработки информации во всех сферах общественной жизни.

По мере того как информационные технологии обеспечивают создание информационного общества, возникает мощная индустрия, называемая информационным бизнесом, предназначенная удовлетворять его потребности.

Современные автоматизированные информационные системы, необходимые сегодня для успешного ведения бизнеса, можно разделить на несколько классов.

1. Информационная поддержка бизнеса:

Информационные справочные системы;
экспертные системы;
различные базы данных.

2. Финансово-экономические информационные системы:

И аудит;
банковские автоматизированные информационные системы;
автоматизированные системы фондового рынка.

3. Управленческие автоматизированные информационные системы:

Системы безбумажного документооборота;
управленческие автоматизированные информационные системы;
правовые информационные системы.
Реализация современных компьютерных технологий наиболее полно осуществляется в компьютерных сетях.

Информационный бизнес можно рассматривать с различных точек зрения, охватывающих технические, технологические и экономические аспекты информационного рынка. Информационный бизнес охватывает не только промышленные области производства, но и сферу распространения и рекламы, а также торговлю «электронными образцами».

Информация это основа для принятия любых управленческих решений в предпринимательской деятельности. Она необходима начиная от решения, о создании предприятия, завершая распределением полученной прибыли. От оперативности и точности информации зависит эффективность принятых предпринимателем управленческих решений.

Следует напомнить, что согласно теории периодизации общества в экономической науке выделяют 7 периодов. Индустриальной эпохой считаются XVIII-XX вв., постиндустриальная - с 80-х годов 20 века. В эту эпоху отмечаются снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации. Следовательно для предпринимателя очень важными являются вопросы связанные с получением информации и ее использованием.

Сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, распространение и предоставление потребителю информации, а также создание и использование информационных технологий и средств их обеспечения, регулируются Федеральным Законом от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

Данным законом определены основные понятия, используемые в информационном обеспечении предпринимательской деятельности:

  • 1. - информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
  • 2. - информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав по использованию информационных ресурсов;
  • 3. - информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
  • 4. - информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий;
  • 5. - информационные ресурсы - документы и массивы документов в информационных системах, т.е. в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах;
  • 6. - конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предпринимательская деятельность тесно связана с такими понятиями как, получение информации, накопление, хранение, обработка и использование информации. При определении ценности предпринимательской информации необходимо руководствоваться такими критериями, как полезность, своевременность и достоверность информации. Полезность и своевременность информации заключается в том, что она создает выгодные условия для принятия правильного и своевременного решения, в последующем получения экономической и другой эффективности. При этом информация обязательно должна быть достоверной, ибо недостоверная информация сводит к нулю и полезность и достоверность. Как правило, сведения представляющие интерес для предпринимателя им перепроверяются. Ценность информации также зависит от ее сохранности, т.е. от возможности утечки информации. Утечка информации приводит ее к обесцениванию.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации не являются коммерческой тайной:

  • · Организационные сведения (устав, лицензии и т.д.);
  • · Финансовые сведения (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей);
  • · Сведения о штате предприятия и условиях деятельности;
  • · Сведения о собственности (размер имущества).

Имеют право на ознакомление с перечисленными сведениями:

  • · Правоохранительные органы по возбужденному уголовному делу;
  • · Налоговые службы;
  • · Аудиторские фирмы;
  • · Предпринимательские предприятия и частные лица, вступающие с ними в сделку.

Роль планирования и оперативного управления деятельности предприятия

Планирование – основное условие менеджмента.

Информация, необходимая для стратегического планирования:

Информация о внутренней среде:

Финансовые ресурсы - Информационные ресурсы

Технико-технологические ресурсы - Правовые ресурсы

Трудовые ресурсы - Интеллектуальные ресурсы

Информация о внешней среде:

Общее состояние мировой экономики - Состояние рынков, отдельных товаров и услуг

Общее состояние Российской экономики

Состояние отраслевых рынков - Непосредственные контакты фирм

Менеджмент: стратегическое планирование и оперативное планирование, маркетинговые исследования.

Основой при разработке стратегии развития предприятия является объективный анализ внешней среды.

Особое внимание уделяется спросу, предложению и условию работы.

Изучение спроса:

1) Исследование емкости рынка;

2) Исследование требований покупателя к товару и уровня покупательской способности;

3) Анализ перспектив развития рынка;

Изучение предложения:

1) Исследования производства товаров на местном рынке

2) Исследование возможности увеличения предложения засчет импорта, экспорта и изменения запасов

3) Изучение и оценка деятельности фирм конкурентов

4) Анализ перспектив развития производства и обновления продукции

Исследования условий работы на рынке:

1) Изучение форм и методов торговли и коммерческой практики

2) Изучение условий движения товаров

3) Исследование возможных каналов распределения товаров

4) Исследование возможности производства товара на местном рынке

5) Изучение правовых вопросов деятельности на рынке

Исследование потенциальных возможностей фирмы:

1) Анализ хозяйственной деятельности

2) Анализ конкурентоспособности продукции

3) Анализ конкурентоспособности самой фирмы

На основании бизнес плана могут выдавать кредиты, привлекать потенциальных партнеров и т.д.

Информация, необходимая для разработки бизнес плана:

Раздел бизнес плана Внешняя информация Внутренняя информация
1) Анализ рынка Информация о емкости рынка, сегментации рынка, экономических, научно-технических, демографических, экологических факторов на рынке. Информация о законодательстве.
2) Производственный план Информация о возможных поставщиках, сырья, комплектующих изделий. Информация о технологиях, лицензиях, необходимых для производства.
3) Финансовый план и стратегия финансирования Статистические данные, прогнозы дальнейшего развития, ставки кредитов, цены на электроэнергиюводусырьетруд. Налоговое законодательство и курсы валют Информация о фирме, исходный баланс, издержки на предприятии, показатели сбыта, Информационный баланс, показатели сбыта, показатели производственной деятельности, стоимость основных фондов, оборотные средства, текущая финансовая информация
4) План маркетинга А) изучение конкурентов Б) исследование цен В) исследования товародвижения и продаж А) информация о конкурентах: их слабых и сильных сторонах, их доля на рынке Б) информация о ценах на аналогичную продукцию Б) затраты на разработку и производство продукции
5) Оценка и страхование риска Состояние банковских структур и их репутация. Информация о надежности всех, с кем предприятия хочет иметь деловые отношения. Курсы валют. Политическая обстановка в стране, криминогенная обстановка в стране. Возможные страховые компании, их репутация.
6) Правовое обеспечение деятельности фирмы Правовая система: налоговая система, патентная защита, основные права потребителя и их защита; информация о лицензиях, необходимых для производства; законы от загрязнения окружающей среды.

Информация, необходимая для проведения анализа внешнего рынка:



Область исследования Необходимая информация
1) Анализ спроса Уровень покупательской способности населения, уровень доходов населения.
2) Предложение Статистические показатели по отрасли, структура предприятия, уровень цен на товары различных моделей, доли рынка крупных фирм, перспективы развития предприятия, состояние и тенденции развития соответствующего товарного рынка.
3) Анализ перспектив развития рынка Оценки дальнейшей структуры потребительского спроса, информация о колебаниях рыночных цен, информация о состоянии основных представителей отрасли.
4) Изучение и оценка деятельности фирм конкурентов Объемы продаж выпускаемой продукции, доля фирм конкурентов в общем объеме продаж по рынку, информация о выпускаемых товаров, виды и объемы услуг, виды транспортировки, финансовое положение фирм, коммерческие условия сделок, научно-технический потенциал и достижения конкурентов.
5) Изучение коммерческой практики, транспортных, правовых, торгово-политических и других условий в стране Типовые, биржевые и аукционные контракты, особенности условий международных сделок, условия проведения торгов, тарифы судоходства, железнодорожные тарифы, законодательство по внешней экономической деятельности, оценить торгово-политические условия.
6) Выбор делового партнера для предприятия, занимающегося внешнеэкономической деятельностью Общие сведения о фирме, статистические показатели о деятельности, конкурентоспособность партнера на рынке

Методика решения задач кредитования в банке и требование к информационному обеспечению:

Информационно-аналитическая работа, связанная с решением вопроса о выдаче кредита проходит в два этапа:

1) Проверка финансового состояния заемщика

2) Проверка бизнес плана

Информация, необходимая для проверки потенциального заемщика:

Область исследования Внешняя информация Внутренняя информация
1) Проверка характера заемщика 2) Проверка отрасли заемщика 3) Оценка позиции заемщика в отрасли 4) Документальная проверка Куда и за какими суммами обращался заемщик (кредитная история), частота обращения за кредитом, были ли задержки платежей, текущая задолженность в банках, сведения, характеризующие репутацию фирмы определенным образом, специальные рейтинги, отражающие финансовое положение фирмы. Рост и размер рынка, характер продукции на данном рынке, технологический уровень на данном рынке, основные поставщики, инвестиции, обзор действующего на данном рынке законодательства, влияние правительства на вход на рынок. Цены конкурентов, сильные и слабые стороны производимой продукции, объемы производства, производственные мощности. Бухгалтерский отчет. Издержки производства. Учредительные документы, действующие договоры и проекты; баланс, платежных документов; лицензии на определенные виды деятельности; технико-экономическое обоснование, бизнес план; удостоверение БТИ, грузовые таможенные декларации.

Проверка бизнес плана:

Банк проверяет достоверность исходной информации, на основании которой построен бизнес план и правильность обработки исходной информации.

2 схемы, по которым фирма работает с информацией:

1) Централизованная схема. В фирме выбирается подразделение. На него возлагается задача получения информации из внешних источников в интересах всех подразделений.

2) Децентрализованная. Каждое подразделение работает отдельно друг от друга.