Работа с ПК

В серии gta игра была. История серии Grand Theft Auto. Новая история для консоли

Здравствуйте друзья, сегодня я расскажу Вам о том, как проходило создание игры GTA San Andreas, коснемся истории, а так же сделаем выводы о том, чего добилась игра на протяжении всего времени существования.

Пожалуй, начнем с того, что игра является жанром Action «Экшен», которую разработали на студии Rockstar North, знаменитой такими играми как: «Grand Theft Auto (1997 – 2013)», «Manhunt», «Wild Metal», «Red Dead Redemption», «Agent », «Tanktics» и множеством других, насчитывающих десятками.
Первая версия игры вышла в свет 26 октября 2004 года в Северной Америке и 29 октября 2004 года в Европе на игровой приставке Play Station 2. Для нас привычных пользователей персональных компьютеров, днем старта продаж игры на Windows и Xbox платформах в Европе стало – 10 июня 2005 года.

В России под ее локализацию на «частичный» перевод взяла на себя обязанности компания «1C», которая и на данный момент имеет лидирующие позиции в сфере переводов игр под различные языки мира. Так же хотелось бы отметить, что компания довольно давно на рынке, ее успехи и достижения до сих пор заявляют о том, что ни одна компания на рынке в России не способна на такие большие достижения. В прочем, мы не будем отходить от темы и продолжим разговор об истории создания игры Grand Theft Auto.

Совсем недавно, а именно в декабре 2013 года, игра стала доступна для мобильных версий iOS и Android (об этом будет написано подробно в следующей статье).

Мир словно ожил как в те времена, когда игра ценилась во всех качествах лучше тех игр, которые выходили позже на несколько лет вперед. Имеются и сейчас люди, которые преданны ей, а именно игроками проекта «SA:MP» (подробнее в следующей статье).

Игра является шестой в линейке игр GTA разработанной компанией Rockstar North, которой предшествует такие версии как:
Grand Theft Auto (1997)
Grand Theft Auto: London, 1969 (1999)
Grand Theft Auto 2 (1999)
Grand Theft Auto III (2001)
Grand Theft Auto: Vice City (2002)
Конечно же, любители данного жанра в играх, несомненно, узнают «хиты» из этого списка, которые были в свое время немало популярны.

Многие задумываются, почему же всеми известные города шата «San Andreas» именуются как: «San-Fierro», «Las-Venturas» и «Los-Santos»? Ответ прост! Как не покажется это странным, но названия были чуть ли не перекопированы с таких известных городов в Америке, как: Лос-Анджелес, Сан-Франциско и Лас-Вегас.

Мы продолжим говорить с Вами о истории создания игры GTA San Andreas в следующей главе, оставайтесь с нами, смотрите, качайте и читайте информационный проект – www.сайт.

Начнем с того что сначала не было Rockstar Games , и никаким GTA даже и не пахло. Под руководством Дэвидом Джонсом родом из Шотландии была создана студия DMA, в 1988 году подписав контракт c британским издателем Psygnosis, DMA выпустила свои первые игры это Menace и Blood Money, ни кто и не мог подумать, что космические стрелялки смогут заинтересовать не только игроков но и критиков. Позже DMA портировала свои игры на Commodore 64, DOS и Atari ST.

Настоящим прорывом DMA в игровой индустрии произошел в 1990 году после выпуска игры Lemmings (логическая игра). Lemmings разошлась по миру с тиражом больше чем 20 миллионов копий, и портировалась на 20-ти различных систем.

В то время как DMA прославились своими играми на весь мир, ими заинтересовалась команда Nintendo, которая предложила помочь им с разработкой Nintendo 64 вместе с другими известными разработчиками Rare, Paradigm, Midway Games и LucasArts.

И наконец-то в 1997 году вышла первая часть игры Grand Theft Auto, которая открывает нашу статью об истории GTA. Она была похожа по механике игры Body Harvest, которая была выпушена ранее разработчиками. Игра вышла только на двух платформах, это PC и PlayStation. В игре пользователю была выделена роль бандита, который работал на разные бандитские группировки. Естественно было много споров и разногласий после выхода, “уж больно много насилия”, но благодаря этим спорам и возмущениям DMA был обеспечен пиаром и рекламой так не хватающей молодой компании. DMA выпустила самую успешную игру со времен Leming’a. Свобода действий! Вот что поразило публику в этой игре, ведь не чего подобного еще не было в игровой индустрии, безусловно, компания DMA прославилась именно этой игрой.

После успешного выхода Grand Theft Auto, DMA заинтересовались британское издания Gremlin Interactive, GI успешно провели переговоры с DMA, и купили компанию, после чего Джонс стал творческим директором обеих компаний. В 1999 году компания Gremlin Interactive закрылась, и была продана за 40 миллионов долларов и переименована в Infogrames Sheffield House французской интернациональной холдинговой компании Infogrames. После компания переименовались в Rockstar Games. И тогда, Infogrames продала DMA издателю Take-Two. В этом же году Rockstar Games выпускает GTA 2 для PC, PlayStation и Dreemcast и после выхода игры компанию покидает основатель бывшей DNA Дэвид Джонс, и создает новую студию в Данди (Шотландия), один из филиалов компании Rage Software.

В 2001 году выходит новая часть игры Grand Theft Auto III , она не была похожа на своих предшественников, в третьей части про авто угонщика был сделан на новом движке RenderWare который разрабатывали всеми известен в наше время как Criterion Games. GTA III была эксклюзивом для Playstation 2, и этим сделав PS 2 самой продаваемой консолью в США и Европе. В 2002 году GTA портировали для ПЕКА, как в то время на PS2 выходит Grand Theft Auto: Vice City, в которой использовался тот же движок и гемплейные детали что и Grand Theft Auto III добавили лишь несколько нововведений. А также в озвучке героев Vice City участвовали мировые звезды:

Рей Лиотта и Томми Версетти

Том Сайзмор и Сонни Форелли.

Вильям Фитчнер и Кен Розенберг.

Филип Майкл Томас и Лэнс Вэнс.

Роберт Дави и Колонель Хуан Гарсиа Кортез.

Дэнни Дайер и Кент Пол.

Дэнни Трехо и Умберто Робина.

Деннис Хоппер и Стив Скотт.

Ли Майерс и Митч Бейкер.

Гэри Басей и Фил Кэсседи.

Фаруза Балк и Мерседес Кортез.

Дженна Джеймсон и Кэнди Сакс.

GTA Vice City в 2002 году был портирована на ПЕКА, и было выпущено коллекционной издания в котором было издания Grand Theft Auto III Grand и Theft Auto Vice City для Xbox. Портом для Xbox занималась студия Rockstar Vienna (подразделение Rockstar Games, находившееся в Вене, Австрия).

Спустя год, в октябре 2004 выходит Grand Theft Auto: San Andreas на PS2 , третья 3D игра в серии, и пятая в линейке остальных проектов. В 2005 игры была портирована на PC и xbox. В игру добавили нововведения которые очень понравились публике, добавили новое средство передвижение, теперь по городу можно было гонять на велосипеде, и воевать с врагами можно будет не только в подворотнях и на улицах, теперь бой можно вести в авто-транспорте, в машину можно было посадить еше трех своих людей из группировки которые тоже открывали огонь по врагу.

После долгого перерыва компании, 29 апреля 2008 года Rockstar North выпускает Grand Theft Auto IV, которая вышла на Xbox 360 и PlayStation 3. Спустя полгода после выхода на консоли компания порадовала ПК геймеров и выпустила компьютерную версию GTA IV, 2 декабря в Америке, 3 декабря в Европе. Новая часть GTA была сделана на новом движке Rockstar Advanced Game Engine (Сокращенно RAGE), игра полностью обновила свой облик, изменилась механика, Либерти-Сити, внешне скопированный с Нью-Йорка. А также добавились разные варианты концовок. В игру добавили новые средства коммуникации: телефон, Интернет, полицейский компьютер, телевидение. Так же, как и в Liberty City Stories и Vice City Stories (эксклюзивы для PSP и PS2), присутствует возможность многопользовательской игры. После выхода оригинальной игры, за ним поспели два DLC (дополнение), Theft Auto IV: The Lost and Damned вышел 17 февраля 2009. Главным геровем был байкер под именем Джонни Клебитца –члена банды The Lost. Второе дополнение The Ballad of Gay Tony вышло 29 октября 2009 года. В этой части нам предстоит участь играть за Луиса Лопеза. В первом, как и во втором дополнении, внесли изменение в виде транспортных средств и амуниции, которых не было в оригинальной GTA IV .

В истории DMA было несколько анонсированных, но так и не выпущенных проектов: порты для Nintendo 64 Wild Metal Country и оригинальной GTA; Clan Wars (3D-стратегия о средневековой Шотландии); Attack! (платформер о пещерных людях для N64); и порт хита Epic Games шутера Unreal для Nintendo.

Налейте себе чашечку горячего кофе, устраивайтесь поудобней и приготовьтесь отправиться в путешествие по миру GTA с самого его основания и до наших дней.

5 лет назад, если бы вы сказали, что игры серии GTA окажут огромное влияние на всю игровую индустрию, приобретут миллионы фанатов по всему миру, на них будут равняться и подражать им, то вряд ли бы вам кто-нибудь бы поверил. В те времена GTA была лишь очень спорной и не всегда блистательной, этакий «симулятором плохого парня» на улицах большого города. Простенькая спрайтовая двухмерная графика даже по тем временам смотрелась как-то несерьезно, но все же понимающие в хороших играх люди разглядели за этой кажущейся простотой огромный потенциал почти неограниченной свободы и веселья. Ведь только аппаратные ограничения того времени не позволили показать всю широту замысла создателей игры. По началу разработкой игры занималась небольшая компания DMA , которая в последствии сменила название на известное нам Rockstar North . Именно эти ребята смогли сделать из обычной аркады великую GTA III, которая стала не только хитом в мире игр, но и культурным явлением, задающим тон играм начала XXI века! Это был долгий и трудный путь на данном этапе, которого сериал Grand Theft Auto считается одним из лучших за всю историю компьютерных игр.

Grand Theft Auto – начало

28 февраля 1998 года, этот день изменил мир видеоигр навсегда, хотя должно пройти еще 3 года, прежде чем о GTA заговорят всерьез. В этот день Grand Theft Auto была выпущена на PC, а позже на Play Station. К тому времени у компании DMA в активе была замечательная игра «Лемминги», но популярность GTA со временем все увеличивалась, оставляя маленьких и смешных существ далеко позади, где-то в детстве. GTA стремилась проявить новизну во всем: огромный город в котором очень много различных строений, объектов и дорог, полная свобода в исследовании этого города, большой выбор транспорта и много музыки. Город был разделен на три больших района, которые носили до боли знакомые названия: Либерти Сити, Вайс Сити и конечно Сан Андреас.

В мире GTA можно было творить что угодно, можно было выполнять множество интересных заданий, можно наплевав на закон, носится по городу на украденном авто и без зазрения совести давить пешеходов, можно было, выхватив оружие, гоняться за горожанами пешком, зарабатывая на этом веселом развлечении кучу денег. Были в игре и так называемые мини-игры, чего стоит погоня за кришнаитами, с неминуемым расстрелом последних! Хотя в те годы уже стали появляться первые 3D игры, но компания DMA решила пойти проверенным путем – GTA была полностью двухмерна с закрепленной, где-то на небе виртуальной камерой. Ураганный геймплей, юмор и неплохой сюжет полюбились многим геймерам, и по просьбам общественности 29 апреля 1999 года компания DMA выпустила на PC и Play Station дополнение: GTA: London 1969 . Действие игры разворачивается в столице Англии в указанный промежуток времени. Дополнение содержало 30 новых миссий, столько же новых транспортных средств, и конечно, новый саундтрек в стиле того времени.

GTA 2 – уважение – все

GTA – стала всенародным хитом и DMA не могла не выпустить продолжение, которое появилось 29 октября 1999 года на PС и Play Station. GTA 2 взяла знаменитый нелинейный геймплей у своего младшего брата, значительно улучшив искусственный интеллект и обладала совершенно новым и интересным сюжетом. Действие игры разворачивается в недалеком будущем, в игре семь различных преступных группировок, которые борются за господство в городе. Основным лейтмотивом игры стало получения уважения среди этих группировок: перед тем, кого уважают, открыты любые двери к успеху в этом мире. В игре можно получать задания у главарей бандитов, а можно просто кататься по городу, устраивая потасовки с тем, с кем вздумается.

Разработчики по прежнему не хотели делать мир GTA трехмерным, и игроку ничего не оставалось, как наблюдать за игрой с высоты птичьего полета. Графика игры претерпела существенные изменения и смотрелась намного лучше, чем оригинальная GTA. В 2000 году GTA 2 была выпущена на знаменитой приставке «Дреамкаст». Игра хорошо продавалась и армия поклонников GTA пополнилась еще большим количеством фанатов, но как оказалось это была только разминка перед абсолютным хитом – великой и ужасной GTA III.

GTA 3 – все, что не делается – делается к лучшему

С выходом приставок нового поколения наступила новая эра трехмерных игр. Не прошло стороной это явление и мимо разработчиков из компании DMA (штат которой был значительно увеличен, и теперь компания стала называться – Rockstar ). Долгожданный релиз игры на Play Station 2 состоялся 23 октября 2001 года (релиз был отложен из-за трагических событий 11 сентября в Нью-Йорке, так как игра могла вызвать негативную реакцию у людей). На PC игра была выпущена 21 мая 2002 года. Полностью трехмерный мир, еще большая свобода для исследования окружающего мира, огромный выбор транспорта и оружия, очень интересный и продуманный сюжет и запоминающиеся персонажи. Все это обеспечило игре огромную популярность, игру покупалась очень хорошо, установив тем самым рекорд на PS2 по количеству проданных копий. Многие игроки проходили игру несколько месяцев, выполняя дополнительные задания и находя много интересных мест в огромном городе Либерти Сити. Все это великолепие было сдобрено отличным и местами даже циничным юмором, а какой у игры был саундтрек!

Еще одним немаловажным фактором, повлиявшим на популярность игры – возможность вносить в PC версию игры различные модификации и изменять многие параметры игры как вам будет угодно. Появилось огромное количество Фан-сайтов, с которых можно было скачать понравившийся скин, модель транспортного средства или модификацию, изменяющую окружающий мир до неузнаваемости. Все это вместе сделало GTA III законодательницей мод в мире игр тех лет, появился даже специальный жанр: «Игра в стиле GTA».

GTA: Vice City – успех – это деньги

Rockstar Games никак не ожидали такого успеха от GTA III и конечно выпустили продолжение, да какое! GTA Vice City поступила в продажу 29 октября 2002 года в версии для PS2 и 13 мая 2003 года в версии для РС. Вайс Сити очень отличалась от GTA III, если в Либерти Сити постоянно было пасмурно, то в Вайс Сити почти всегда светило солнышко, и это неудивительно, ведь по замыслу разработчиков действие игры разворачиваются в солнечной калифорнии в 80-х годах XX века! Неповторимая атмосфера курортного города, девушки в бикини, ночные клубы и безбашенные обитатели курорта, постоянно находящиеся под кайфом мафиози, шикарные машины и мотоциклы. Игровой мир стал еще больше, геймплей стал еще интересней, а графика красивей. Rockstar заключила контракт с Sony, чтобы в игре стало еще больше качественной и любимой музыки. Недаром саундтрек к игре называют лучшим саундтреком в играх, он был выпущен отдельно аж на 7 CD!

Главный герой Томми Версетти, наконец-то обрел харизматичность, которой так не доставало героям предыдущих игр серии, озвученный великолепным актером Реем Лиоттой, Томи заговорил, не забывая шутить и язвить общаясь с не менее интересными персонажами игры. Еще одной интересной особенностью главного героя, стала способность менять одежду в зависимости от того, куда он собрался отправиться – на званный прием или на пьянку к своему другу – Филу Кесседи! Томми теперь может покупать собственность, которая приносит стабильный доход и которую можно использовать как безопасный дом, т. е. для сохранения игры. Все это очень понравилось игрокам, которые полюбили Вайс Сити больше чем незабываемую GTA III.

Grand Theft Auto: Double Pack – удовольствие вдвойне

До следующей игры GTA было еще 2 года, но компания Rockstar не дала фанатам перевести дух, и вскоре выпустила лицензионную версию GTAIII и GTA: Vice City в одной коробке не только на Sony Play Station 2, но и на X-BOX. Теперь и любители творения Билла Гейтса смогли увидеть – что такое GTA! И обладатели X-Box оценили этот подарок от Rockstar: игра очень хорошо продавалась и на этой платформе. Все гадали, что же будет дальше, ведь Vice City в технологическом плане выжала из PS2 все, на что была способна эта приставка, и многие считали, что Rockstar будет ждать выхода приставок нового поколения, чтобы создать новый мир во вселенной GTA. Но как оказались в Rockstar работают великие разработчики, им удалось создать этот мир на PS2, как оказалось, старушку PS2 было еще рано списывать со счетов.

GTA: San Andreas – изобретение велосипеда

Когда Rockstar официально объявила о создании продолжения GTA, но не привела факты, касательно названия будущей игры в Сети появилось много слухов относительно продолжения GTA. Кто-то говорил, что игра будет называться GTA 4. Кто-то утверждал, что действие будет разворачиваться в «Городе греха» или Sin Sity, кто-то с пеной у рта доказывал что действие игры будет происходить в Токио в 2010 году… И только фанаты со стажем прекрасно понимали что если были Либерти Сити и Вайс Сити, то логично, что следующим городом должен быть Сан Андреас. И эти люди были абсолютно правы, только это был уже не город, это было целое государство – Сан Андреас. Сан Андреас состоял из 3-х огромных городов плюс сельская местность, которая расположилась между этими городами. Территория Сан Андреас имела невиданный размер, она в 5 раз больше чем территория Вайс Сити, и каждый район огромного мира непохож на другие районы и по своему уникален: В Сан Андреас леса сменяются пустыней, пустыни небольшими городками и фермами, а те в свою очередь просторными городскими улицами. Это кажется невероятным но такой огромный мир без проблем помещался на однослойном DVD, включая традиционно большое количество музыки и разговоров жителей государства. И все это великолепие без проблем работает на PS2! Игра традиционно вышла сначала на Play Station 2 26 октября 2004 года, а на X-BOX и PC 7 июня 2005 года.

Невозможно коротко перечислить все нововведения которые были включены в игру: это и велосипеды, и возможность главного героя плавать, вообще в игру было введено много RPG – элементов таких как: питание, привлекательность, накаченность, владение оружием и боевыми искусствами и многое многое другое. Возможность менять любую одежду, прически, татуировки позволило сделать из главного героя совершенно уникального персонажа, непохожего на других. Кроме того, главным героем стал чернокожий паренек по имени Карл Джонсон или CJ. Вообще сюжет игры написан очень хорошо и позволяет почувствовать атмосферу настоящего американского гетто, наполненного весельем и безысходностью, преступниками и честнымилюдьми. Вообще CJ – самый харизматичный и запоминающийся персонаж в играх серии GTA, да и не только он один: продажный полицейский Френк Танпенни, великолепно озвученный Самуэлем Л Джексоном неплохо вписывается в атмосферу игры. Это кажется удивительным, но новая часть GTA снова произвела сенсацию в мире игр и доказала что с каждым разом становится все лучше и лучше. Даже знаменитый скандал с модом «Hot Coffe» не помешал игре стать одной из лучших игр десятилетия.

Недавно Rockstar выпустило специальное издание GTA: San Andreas для PS2, включающее кроме самой игры еще и документальный фильм «Sunday Draiver».

Grand Theft Auto Advance – GTA в кармане

Осенью 2004 года состоялся довольно неожиданный релиз: GTA вышла на карманной приставке Game Boy Advance . Конечно, возможности этой простенькой консоли не хватило, чтобы портировать на нее GTA III, а вот портированная Grand Theft Auto смотрится на ней довольно неплохо. Действие игры происходит в Либерти Сити, специально для этой игры был написан новый сюжет, и были внесены некоторые дополнения. Игра по-прежнему осталась двухмерной, но в некоторых моментах игры можно включить режим псевдотрехмерности. Так что в нее интересно играть даже сейчас. Выпустив игру на GBA компания Rockstar убедилась, что у нее неплохо получается делать GTA и для этого сегмента игрового рынка, компания приняла решение продолжить работу в этом направлении и принялась за портирование GTA III на еще тогда не вышедшую карманную консоль нового поколения – PSP.

GTA: Liberty City Stories – возвращение в Город Свободы

Возможности PSP впечатляют, эта маленькая карманная консоль поддерживает полностью трехмерные игры со сравнительно большим размером игрового мира, может качественно проигрывать музыку и много чего еще может. Но на данный момент только GTA: Liberty City Stories полностью раскрыла потенциал PSP. Игра вышла совсем недавно: 25 октября 2005 года и уже завоевала признание во всем мире. Посудите сами полностью трехмерный Либерти Сити из GTA III, повторяющий его почти полностью, разница лишь в том, что некоторые объекты еще не достроены, ведь действие игры происходит за несколько лет до показанных в GTA III. Знаменитые мосты еще не достроены и жители для перемещения между островами используют паром. Теперь по знакомому городу можно гонять на мотоциклах, много нового оружия, много музыки, очень интересный сюжет, многие персонажи знакомы нам по GTA III, в игре есть мультиплеер и много еще чего интересного. Добавьте сюда еще возможность слушать свои любимые MP3, это при том, что саундтрек к игре очень обширен и разнообразен. Так что на данный момент GTA: LCS идеальная игра для карманной приставки, многие люди купили ее именно ради GTA!

У медали 2 стороны

Несмотря на все великолепие GTA, игру очень часто ругают. С самых первых игр сериал обвиняют в излишней жестокости и неполиткоректности. GTA III обвиняют в том, что она провоцирует убийства, вы наверное помните историю о том переигравшем в GTA III японском пареньке который убил своих родителей и обвинил в этом страшном преступлении GTA III. Игра была запрещена к продаже в некоторых префектурах Японии. Вайс Сити обвиняли в том, что она призывает к национализму и чуть ли не к фашизму, с таким заявлением выступили представители гаитянской и кубинской наций, живущие в США. GTA San Andreas обвинили в наличие в ней порнографии из-за скрытых, но открываемых с помощью специальной модификации откровенных сцен секса CJ с его подругами, итогом этого громкого скандала явилось то, что игру запретили продавать на территории Австралии, а компания Rockstar понесла многомиллионные убытки и была вынуждена выпустить специальную версию игры, в которой отсутствуют эти сцены. Люди забывают, что игра это только игра и не стоит относиться к ней как к чему-то большему. Не стоит забывать, что игры GTA не призывают к насилию или употреблению наркотиков, они лишь дают шанс почувствовать себя плохим парнем в игре, что намного лучше, чем творить все эти вещи в реальной жизни.

Несмотря ни на что каждая новая часть серии становится все лучше и лучше, и несмотря ни на что в нее играют все больше людей самого разного возраста, немногие игры смогут похвастаться тем, что сумели заинтересовать так много совершенно разных людей. Пожелаем компании Rockstar дальнейших успехов в создании новой GTA на консолях нового поколения, уже известно, что это будет Sony Play Station 3 с поистине фантастическими возможностями. Пожелаем Rockstar извлечь уроки из ошибок прошлого, не повторять их в будущем и не совершать новых.

Играйте в игры GTA и получайте удовольствие, ведь эти игры сделаны с душой и профессионализмом.

Grand Theft Auto

Культовое явление "Grand Theft Auto" появилось на игровом небосклоне в октябре 1997 года. Ни одна компания, кроме английской DMA Design , не додумалась скрестить типичную аркаду с видом «сверху» и симулятор автоугонщика. Игрок должен был покорить три вымышленных города США, воруя машины, выполняя поручения мафиозных боссов, собирая бонусы, удирая от полиции и зарабатывая миллион долларов.

Отдельным достижением игры стал великолепный саундтрек, сочетавший в себе практически все виды современной западной поп-музыки: хип-хоп, хаус, фанк, техно, индастриал, кантри, металл и рок. Мелодии были смикшированы в стиле радиотрансляции и «привязаны» к различным типам машин, поэтому, усаживаясь в какой-нибудь Jugular, мы слышали бодренький техно-транс, а плюхнувшись на сиденье пикапа, непроизвольно отплёвывались от назойливых песен деревенских окраин.

Задания выдавались по телефону либо посредством пейджера. Согласившись на выполнение миссии, игрок должен был уложиться в строго определённое время и при этом постараться не стать жертвой шальной пули, ДТП, взрыва и полицейских инспекторов. В случае успеха его ждала щедрая награда. Кроме того, деньги зачислялись за каждую угнанную машину и каждого убитого пешехода. Отдельной мини-игрой являлось развлечение «перебей кришнаитов», которые шлялись гуськом в многолюдных местах, буквально умоляя намотать их на колёса.

К слову, прообразами городов GTA стали вполне реальные места: Liberty City - это, конечно же, Нью-Йорк; San Andreas с его мостом, напоминающим Golden Gate, - Сан-Франциско; наконец, Vice City - Майами (любителям ТВ-сериала Miami Vice, полагаем, не нужно объяснять, откуда у третьего города такое название).

Grand Theft Auto поддерживал коллективную игру на четверых пользователей и новомодные по тем временам графические ускорители 3Dfx Voodoo.

Grand Theft Auto: London 1969

Возьмите оригинальный GТА и сместите его во времени и пространстве. Лондон, 1969 год, пародии на шпионские фильмы, Тауэр, Биг Бен, машины с цветами британского флага и музыка в духе 70-х (yuck!) - вот что ожидало фанатов игры.

Grand Theft Auto 2

Сиквел, ставший разочарованием для многих поклонников серии. Вместо полного 3D их ждал основательно подрихтованный движок от первой части, разжившийся цветным освещением, моделированием цикла «день-ночь» и яркими взрывами. Три города превратились в один, разделённый на 3 района - деловой квартал, «спальные» окраины и промзону, в каждом из которых орудовала своя банда. Правила всем безобразием злобная корпорация Zaibatsu (обойдёмся без транслитерации, хорошо?), а в числе мелких сошек числились Yakuza, Loonies, Russians (хоть где-то нас признали), Rednecks, SRS и Hare Krishna. Мы по-прежнему выполняли поручения мафиозных боссов, но кроме денег зарабатывали ещё и respect points, отражавшие степень отношения той или иной группировки. Нетрудно догадаться, что, работая на одних бандитов, игрок автоматически становился объектом ненависти со стороны их конкурентов…

Grand Theft Auto 3

Шок, революция, невероятное - такими словами можно охарактеризовать эту игру, появившуюся на свет в 2001 году. Впервые за историю серии виртуальный мир стал полностью трёхмерным, что позволило дизайнерам сделать его в разы более живым, открытым и интерактивным.

Разработчики решили не придумывать велосипед и назвали новый город так же, как и первый из трёх мегаполисов Grand Theft Auto - Либерти-сити. Серые монолиты небоскрёбов, будничные индустриальные кварталы, зажиточные окрестные районы, туманные ночные магистрали, потоки воды из свинцового неба: сотрудникам небольшой шотландской студии удалось идеально передать неповторимую атмосферу Нью-Йорка. Пьянящая свобода действий, лихо закрученный сюжет, великолепные радиостанции, лучшие авто, кровавые мафиозные разборки, неугомонная полиция вознесли Grand Theft Auto 3 на вершину игрового Олимпа, а сама смесь игровых направлений стала называться не иначе как «бандитский симулятор».

По данным на октябрь 2004 года, GTA 3 разошлась тиражом более 11 миллионов экземпляров в версиях для PC, PS2 и Xbox. Она и по сей день занимает почётное место на полке у каждого настоящего любителя экшен-игр.

Grand Theft Auto: Vice City

Четвёртая игра в линейке GTA появилась на свет осенью 2002 года и мгновенно завоевала популярность поклонников серии и привлекла внимание множества новичков. Стало ясно, что Rockstar North (в очередной раз переименованная из Rockstar Studios ) вознамерилась перевести в трёхмерье каждый из городов самой первой игры - Либерти-Сити, Вайс-Сити и Сан-Андреас.

Пожалуй, главным достоинством игры стало появление Настоящего Героя - в Vice City протагонист обрёл имя и дар речи, что позволило сценаристам активнее вовлечь его в сюжет. Томми Верcетти - вовсе не бессловесная сошка; он научился не только разговаривать, но и покупать недвижимость, потихоньку прибирая к рукам Град Порока. К числу менее значительных, но не менее полезных новшеств относятся возможность заходить в здания, езда на мотоцикле и широкий ассортимент одежды, позволяющей с шиком уходить от назойливых копов.

Несмотря на определённые технические огрехи и устаревший графический движок, GTA: Vice City полюбилась огромному количеству игроков - 13 миллионов проданных копий говорят сами за себя.

Grand Theft Auto: San Andreas

Наконец, Rockstar перенесла все города из первой части в полноценное 3D. Однако в заключительной части трилогии вместо одного города мы открыли для себя целый штат, состоящий из трёх больших мегаполисов: Лос-Сантоса, прототипом которого стал Лос-Анджелес, Сан-Фиерро и Лас-Вентураса, созданных на основе Сан-Франциско и Лас-Вегаса соответственно. Размером же каждый из них - примерно с Вайс-Сити, впечатляет? Ещё бы, но это ещё не всё. Также в нашем распоряжении обширная сельская местность и пустыня с дюжиной городков поменьше. И, главное, всё это огромное пространство доступно без единого экрана загрузки, которая присутствует лишь при перемещении внутрь зданий и обратно на улицу.

Сан-Андреас - это то место, где можно по-настоящему разгуляться. Сан-Андреас - это огромный вулкан, из которого извергается море различных возможностей, которых не перечислишь, да и каких возможностей! Татуировки, причёски, прокачка автомобилей, девушки, stealth и RPG-элементы, такие как питание, скиллы вождения и стрельбы, физические характеристики, отношения с подругами. Протагонист наконец-то не машет руками и не пучит глаза при попадании в воду, а плавает и даже ныряет! Главный герой научился стрелять из двух «стволов» сразу. Появилась куча мини-игр, таких как баскетбол, бильярд, игровые автоматы и многое другое. В игре присутствует множество новых подмиссий: вор, водитель поезда, рабочий в каменоломне и не только.

В GTA: San Andreas нас ожидают встречи со старыми добрыми героями из предыдущих игр серии, а также множество различных предпосылок к тем или иным событиям.

В отношении графики третья из трёхмерных игр серии GTA , несомненно, похорошела. Дальность прорисовки увеличена от двух до четырёх раз, были введены новые методы обработки отражающих поверхностей, а каждая игровая модель теперь существует в «дневном» и «ночном» вариантах. Ко всему прочему, было значительно увеличено количество полигонов, используемых при создании моделей.

Количество и разнообразие средств передвижения поражает. В Сан-Андреасе около 180 наземных транспортных средств, в то время как в Вайс-Сити их «всего лишь» 120. Авиапарк также был увеличен по сравнению с GTA: Vice City , теперь он насчитывает более двух десятков видов самолётов и вертолётов, и, да, мы увидим легендарный ДоДо!

Парк лодочных средств тоже был расширен по сравнению с прошлыми частями серии, а ненавистные нам копы получили, наконец, в своё распоряжение мотоциклы! Что до упоминавшихся выше пустыни и сельской местности, то здесь нам дадут покататься на таких экзотических средствах передвижения, как квадроцикл, «бигфут», трактор или комбайн.

Музыкальное сопровождение, традиционное для игр серии GTA , как всегда очень разнообразно и реализуется одиннадцатью радиостанциями, среди которых была замечена легендарная K-JAH, а также не менее легендарный Lazlow .

Приветствую всех читателей. Сегодня я бы хотел рассказать о, пожалуй, главном игровом сериале планеты. Об игре, неизменно продающейся огромными тиражами даже в жесточайший финансовый кризис. Об игре, разработчики которой могут позволить себе потратить десятки миллионов долларов и несколько лет на одну новую серию. Об игре с тремя заветными буквами в названии, и я очень надеюсь, что у вас сейчас в голове всплыли не три буквы, написанные на заборе в Call    of Duty 4: Modern Warfare . G.T.A. или Grand Theft Auto . История о развитии великого игрового сериала.

Я понимаю, что идея подобного фичера, мягко говоря, неоригинальна. Во многих игровых журналах с выходом каждой новой части сериала составлялся список предыдущих серий, дополненный приятными воспоминаниями о нововведениях и десятках часов увлекательного геймплея. Здесь я не буду грузить читателя подробностями, а просто немного расскажу о каждой части сериала и о своем отношении как к главным играм серии, так и к G.T.A. в целом.

Начну, разумеется, с самых первых частей, о существовании которых, как выяснилось, многие молодые игроки даже не догадывались, искренне полагая, что сериал стартовал с супер-успешной и революционной G.T.A. 3 , которую полюбил весь мир. Итак, поехали.

G.T.A. - самая первая

И по большому счету рассказать о нем нечего. Геймплей здесь не изменился вообще. Изменился только город. Он по-прежнему был вымышленным, но теперь названия районов в нем повторяли названия реально существующих мест Лондона вроде знаменитого Гайд-парка. Т.к. «сюжетно» игра перенеслась на несколько десятилетий назад, то из ассортимента транспорта исчезли мотоциклы. Все остальное осталось на месте. Машины по-прежнему были вымышленные, некоторые даже носили забавные названия вроде

(если кто не силен в английском – это уменьшительно-ласкательное название кхм… продуктов человеческой жизнедеятельности). Миссии стали немного сложнее, но в целом смысл их остался прежним. Писклявый мультяшный голос подгонял вас, а текст задания, как и в первой части, отображался бегущей строкой на экране пейджера. Побочные задания из первой части переехали и в

1969. Приятно было сесть в почти непробиваемый танк и на нем начать взрывать все вокруг и давить машины на время. Впоследствии, подобные задания встречались и в трехмерных

Также, игра ощутимо похорошела, подружилась с более высокими разрешениями, да и вообще, играть было гораздо интереснее. Плюс, конечно, изменился саундтрек. Да, даже в те далекие времена

заботились о музыкальном сопровождении игры.

В том же году персоналки посетил и еще один аддон под названием . Смысла расписывать о нем отдельный абзац я не вижу. Как не вижу смысла и в самом аддоне. Кроме новой сюжетной кампании, города Манчестера, визуально не отличающегося от Лондона, и автомобилей, в нем не было вообще ничего. Кстати, с физикой транспорта разработчики немного перемудрили. Некоторые машины рассекали воздух по улицам Лондона с такой скоростью, что от мельтешения картинки на экране начинали болеть глаза. Зато, это был ПК-эксклюзив.

G.T.A. 2 , будучи номинально той же самой игрой, сделала ощутимый качественный рывок. За ней мы с друзьями могли сидеть по нескольку часов, и геймплей совершенно не надоедал. Все дело в том, что в сиквеле Rockstar улучшили каждый аспект примерно раз эдак в сто. G.T.A. 2 была проектом совершенно другого уровня. Она явно была сделана на новом 2D-движке, выглядела фантастически яркой, красивой, детальной, с отличными спецэффектами. Плюс, с новой системой освещения. Ночью (время суток нужно было включать отдельно) на улицах города загорались фонари, а у машин – фары. Вообще, глядя на нее, можно было подумать, что это 3D-игра, в которой камеру зачем-то поместили под самое небо. Оружия стало намного больше, появились гранаты и коктейль Молотова. Автомобили стали гораздо более детализированными, разнообразными, с нормальной физикой. Во второй части G.T.A. уже стала гораздо больше походить на то, во что мы играем сейчас – появились группировки, для которых игрок мог выполнять квесты. Причем, работа на одну из них неизбежно ухудшала отношения с другой. В машинах появились нормальные радиостанции. Мелких нововведений в G.T.A. 2 было предостаточно, но все же главным был разнообразный игровой процесс. Десятки развлечений на любой вкус в отрыве от сюжетной кампании. Возможность устанавливать апгрейды на автомобили вроде бортовых пулеметов. Даже просто бегать и стрелять во все живое было по-прежнему интересно. Стилистически игра напоминала недалекое будущее, а среди группировок были даже русские, в которой ваш работодатель называл вас «товарищ». Кстати, в одном из квестов за русских нужно было набрать полный автобус пассажиров и привезти их на фабрику по производству пирожков с мясом, в качестве начинки. Чувствуете? Такого веселья не было даже в последних частях G.T.A. Вообще, сиквел получился задорным, бойким и ярким. Помимо основного игрового режима здесь были совершенно бредовые испытания вроде «Взорви 15 фургонов с мороженым за 5 минут ». А еще, в игре наконец-то появилась возможность сохраняться: для этого нужно было прийти в Церковь и оставить там пожертвование в 50 тысяч долларов…

В целом, в G.T.A. 2 вполне можно поиграть и сегодня, благо стараниями «« она официально вышла на русском языке.

G.T.A. 3 в 2002 году (на самом деле – в 2001, но давайте, договоримся здесь и далее вести отсчет по версиям для ПК) воплотила в реальность эротические грезы миллионов игроков по всему миру, дав возможность участвовать во все тех же погонях, перестрелках и прочем беспределе, но уже в полном 3D. Я до сих пор помню то непередаваемое ощущение, которое вызывал первый вид полностью трехмерного города и автомобилей, проезжающих мимо. Любой из них можно было остановить, вышвырнуть водителя, вдогонку прописав ему пару ударов бейсбольной битой, и укатить за горизонт. Несмотря на то, что основным развлечением по-прежнему была возможность устроить тотальный беспредел, в игре теперь появилась нормальная сюжетная кампания, которая вызывала не меньший интерес. Мы играли за мелкого преступника без имени (в игре оно не называлось, но в одной из последующих частей можно было случайно узнать, что его зовут Клод ), который постепенно начинал работать на все более и более влиятельных личностей города Либерти-Сити. Город явно намекал на Нью-Йорк в современном антураже – знакомые с городом люди могли узнать кварталы Манхеттена и Бруклина. Сама сюжетная история уже была достаточно закрученной, однако рассказывать разработчикам по большому счету было нечего. Присутствовало множество персонажей, появились ролики между миссиями. При этом самому герою внимание вообще не уделялось – он был даже лишен голоса. В заставках вы лишь смотрели на его работодателей или напарников, которые, обмениваясь бандитскими словечками, вели высокоинтеллектуальные беседы в духе «бери свое корыто, езжай в тот район и привези нам трех проституток - развлечься! » Все самое интересное в сюжетной кампании происходило в начале, когда главного героя с товарищем освобождали из тюремного фургона и в конце – когда вам предстояло убить свою бывшую подельницу. В самой игре никакого особенного развития сюжета или отношений между героями не было.

Впрочем, не сюжетом была сильна G.T.A. 3. Главным в ней был, конечно, игровой процесс, который затем безуспешно пытались повторить многие проекты-клоны . Свободное исследование города (вначале некоторые его части были закрыты, но с прохождением сюжетных миссий доступ в них открывался), перестрелки (герой мог стрелять из легкого оружия на бегу, а так же – из окна автомобиля) и погони (физика машин была очень приятной и простой, делать трюки не составляло особого труда). Все самое интересное происходило в сюжетных миссиях, однако, присутствовали и побочные квесты, а также работа таксистом, полицейским, шофером машины «Скорой помощи» и пожарником. Смысл был примерно один и тот же – быстро добраться из точки А в точку Б и выполнить определенное действие. Также, в городе имелись особые места, где за автомобильное трюкачество игроку выдавались деньги. Ну и на сладкое – на улице можно было за небольшую плату пользоваться услугами куртизанок. Достаточно было отвезти жрицу любви в безлюдное место, после чего автомобиль начинал характерно дергаться и поскрипывать, совсем как кровать у молодоженов. А камера стыдливо перемещалась все ниже, под колеса автомобиля, дабы скрыть от неокрепших геймерских умов пикантные сцены. Впрочем, это было скорее шуткой от разработчиков, т.к. при определенном повороте камеры можно было рассмотреть, что процесс всего этого безобразия даже не анимирован – проститутка продолжала неподвижно сидеть рядом с главным героем. Кстати, многие игроки затем убивали несчастную и забирали свои деньги обратно. Эта возможность стала причиной одного из десятков скандалов, связанных с игрой. А еще, из второй G.T.A. сюда переехали группировки. Каждая со своим стилем одежды, автомобилем и оружием. На некоторые из них игрок мог работать по сюжету, однако никакой системы репутации уже не было.

Графически G.T.A. 3 ничем особенным на тот момент не выделялась, а вот сам движок RenderWare, стал в свое время чуть ли не живой легендой. Он использовался в консольных версиях Max Payne 2 , гоночной серии Burnout (собственно, ее авторами он и был создан), в веселых файтингах и , и даже в отечественном экшене «Бой с тенью » и его сиквеле. Сама Rockstar также активно использовала его в своих проектах, вроде Manhunt и PS2 -версии Bully . Полный список игр на нем можно посмотреть в таблице на этой . Благодаря этому движку G.T.A. 3 была очень проста в модифицировании. Количество созданных для нее автомобилей, самолетов и моделей оружия вплотную приближалось к численности населения Китая. Например, очень многим русским игрокам не нравилось то, что М-16 в игре была раза в три мощнее автомата Калашникова. Однако, даже без специальных программ любой школьник мог исправить эту вселенскую несправедливость, подправив в «блокнот»-файле с описанием оружия характеристики нужных стволов.

В G.T.A. 3 играли долго. Очень долго. Эта игра по праву заслужила долгую жизнь, а не так давно возродилась и на портативных платформах. Средний балл игры кружил между 9,5 и крепкой десяткой. В 2002 году G.T.A. 3 вполне справедливо номинировалась на «Игру года», однако уже тогда у нее был сильнейший оппонент – Mafia: the City of Lost Heaven . Обе игры великолепно показали себя, но «Мафия» из-за ощутимой сложности крайне неудачно выступила на консолях, оставив хорошие воспоминания только у ПК-игроков. В итоге, главный компьютерно-игровой журнал страны, « «, отдал почетный титул “Игры года” обоим проектам.

P.S.: В России стараниями “Буки” вышла англоязычная версия G.T.A. 3.

G.T.A. Vice City - самая стильная

Год спустя, с консолей к нам пришла очередная часть Grand Theft Auto. Пришла и точно таким же бесцеремонным образом отодвинула на задний план все остальные проекты, навсегда оставшись в сердцах игроков. Grand Theft Auto: Vice City была абсолютно той же самой игрой, с тем же геймплеем, с той же механикой и на том же самом графическом движке. К ней даже не прибавляли никакие цифры, четко давая понять, что это дополнение к G.T.A. 3, а не полноценная четвертая часть. Однако, это «дополнение» сумело отхватить такие же восторженные отзывы и завидные оценки. Действие происходило в списанном с Майами городе Вайс-сити, вынесенном в подзаголовок, в середине восьмидесятых. Главным героем был точно такой же мелкий бандит, попавший в неприятности. Только теперь у него было собственное имя и голос. Наш протагонист, Томми Версетти , приезжал в город Вайс-сити после длительного тюремного заключения, чтобы провернуть сделку для своего босса. Однако, в лучших традициях криминального кино, все срывалось в последний момент, и оставшийся без поддержки и с огромным денежным долгом Томми начинал в Вайс-сити жизнь с нуля. После завязки следовал тот же сценарий что и в G.T.A. 3 – новые знакомства, предательства и попытки пробиться как можно выше в криминальном мире.

Несмотря на похожую схему сюжета и абсолютно идентичный G.T.A. 3 геймплей, Vice City по сравнению с третьей частью была абсолютно другой игрой с другим настроением. В ней Rockstar проявили себя людьми с отличным вкусом и чувством стиля. Эпоха поп-музыки и кокаина была выдержана на «пять». Сам город получился ярким, солнечным. В нем хотелось жить. Он был маленьким и уютным. Со всех сторон - пляж, море, песок. Жители, разумеется, разгуливали в майках, шортах и купальниках. Радиостанции и музыка были такими же яркими и солнечными.

Игровой процесс остался прежним, однако дополнился тысячей приятных мелочей. Томми мог покупать различную недвижимость. В одних зданиях можно было сохранять игру, другие – приносили постоянный денежный доход. Побочных квестов стало больше, да и основные стали гораздо более оригинальными. Также, Томми научился менять одежду – в игре было около десятка костюмов (однако, с возможностью модифицирования игры счет пошел уже на десятки тысяч). Увеличилось количество доступного оружия, теперь Томми мог носить по одному виду из каждого класса. Автомобилей также стало гораздо больше, добавились вертолеты и мотоциклы, которых так не хватало в G.T.A. 3. К стандартным побочным миссиям за пожарника, полицейского, таксиста и врача кареты «Скорой помощи» добавилась возможность развозить пиццу заказчикам на время.

Если говорить о моих личных впечатлениях, то Vice City навсегда остался моей любимой частью в сериале. Яркий, красивый, солнечный. За этой игрой я, как и многие игроки, провел несколько лет, даже после прохождения. Как-то раз, убив несколько вечеров подряд за игрой, я с ужасом и одновременно – с чувством глубокого удовлетворения понял, что целую неделю я только и занимался тем, что развозил людей на такси под музыку радиостанции , и это абсолютно не надоедало. Ведь через каждые пять пассажиров игроку давался денежный бонус!! Если серьезно, то даже сейчас я бы установил игру и мог бы точно так же семь вечеров подряд работать таксистом и слушать музыку. Город был компактный и красивый, физика машин – простая и приятная. Своим настроением игра буквально пропитывала игрока. В роликах было много юмора, а сам Томми, как уже было сказано выше, обрел голос (актер постарался) и мог разговаривать с персонажами, а также по мобильному телефону, который пришел на смену пейджеру из предыдущих частей G.T.A.

G.T.A. Advance - самая неизвестная

Между Vice City и следующей трехмерной частью, в 2004 году разработчики решили вспомнить и GameBoy, который когда-то был одной из платформ для самой первой части игры. Grand Theft Auto, как и любой проект, выходящий на GBA , получила приставку Advance и являлась, по сути, двухмерной версией G.T.A. 3, с тем же городом, графическим интерфейсом, оружием. Рассказывала довольно неоригинальную историю очередного преступника по имени Майк, которому предстояло пережить потерю верного друга и в поисках возмездия примыкать к различным группировкам, выполняя для них миссии. Из-за технических ограничений консоли разработчикам (ее делала не одна из студий Rockstar, а некая Digital Eclipse ) пришлось ощутимо видоизменить город.

G.T.A. San Andreas - самая большая и разнообразная

А следующим шагом в развитии стала Grand Theft Auto: San Andreas 2005 года выпуска (и соответственно – 2004 на консолях), которая качественно улучшила механику G.T.A., добавив к ней множество интересных мелочей. Игра, по сути, не принесла никаких инноваций, однако подарила игроку примерно двадцать тонн контента, от разнообразия которого первое время разбегались глаза. В этом плане ее впоследствии так и не превзошла даже четвертая часть.

Итак, новая игра рассказывала историю молодого

… афроамериканца по имени Карл Джонсон. Для друзей – СиДжей. Он приезжал в город Лос-Сантос после длительного отсутствия, на похороны своей матери. Уже в самом начале, после выхода из самолета СиДжея ждали подставные полицейские, которые были явно рады встрече с парнем настолько, что захотели прокатить его в своей машине, попутно отобрав его вещи и бумажник. А затем – выбросив его для смеха на территории враждебной СиДжею группировки. Вот так стартовала San Andreas. Вернувшись в родительский дом, главный герой узнавал, что его старая банда почти развалилась, и городом заправляют враждебно настроенные отморозки и продажная полиция. Вся сюжетная линия посвящена тому, чтобы возродить свою банду, добыть побольше денег и добиться всего чего только можно. Все. Дальше сюжет можно не рассказывать, т.к. традиционно, до финала он почти не подавал признаков жизни, и ролики здесь по-прежнему выступали юмористическим связующим клеем между миссиями. Стилистически игра порой напоминала «черные» комедии вроде ««. Саундтрек, разумеется, был подобран совсем другой и состоял преимущественно из произведений видных представителей хип-хопа и гангста-рэпа. Хотя и музыка других жанров также присутствовала.

Итак, первым изменением в San Andreas стал масштаб. Действие происходило в огромном штате Сан Андреасе, куда разработчики запихнули целых три города (один из них – тот самый Лос-Сантос, прототипом которого послужил Город Ангелов), несколько деревушек и большие открытые пространства. Территория действительно была огромная, и казалось, что у нового игрового мира вообще нет границ. Вы могли колесить по окрестным лугам и наслаждаться природой.

Также, разработчики ввели в игру прокачку и кастомизацию всего чего только можно. Трюки на автомобилях и мотоциклах увеличивали навык вождения, делая управление более плавным и послушным. Постоянное использование одного и того же вида оружия приводило к тому, что СиДжей стрелял из него без всякой отдачи. И так далее. Часть прокачки была привязана к физическому состоянию героя. Дело в том, что еда в San Andreas не только служила для восстановления энергии, но и добавляла СиДжею лишний вес. Приходилось посещать тренажерные залы, чтобы привести фигуру в более-менее приличный вид. СиДжей начинал игру тощим и костлявым, а с такой комплекцией качать мышцы было почти бесполезно. Зато с нормальной фигурой и развитыми легкими СиДжей мог долго бегать и плавать под водой, а также – больнее бить. Все это только добавляло игре очков. Ведь игроку было чем заняться в отрыве от миссий.

Впрочем, и без тренажерных залов необязательных развлечений в San Andreas хватало. Стрип-клубы (появившиеся еще в Vice City), бары с бильярдом, дискотеки, кафе – было куда податься. Также появилась возможность ходить на свидания с девушками. После развития отношений до определенного момента подруга приглашала СиДжея зайти к ней домой на кофе, что неизменно приводило к недвусмысленным звукам жаркой любви, которые оставшийся на улице игрок вынужден был слушать, не имея возможности наблюдать. Впрочем, самые упорные модостроители сумели исправить этот недостаток и выпустили модификацию Hot Coffee, дающую возможность воочию лицезреть пикантные сцены и даже принимать в их развитии активное участие, вовремя нажимая кнопки. И самое смешное, что модерам даже не пришлось ничего делать самим. Как оказалось, эта мини-игра была изначально встроена в San Andreas разработчиками, но от греха подальше заблокирована ими же. Таким образом, людям, разбирающимся в ресурсах игры, достаточно было немного изменить программный код, и вуаля!Разумеется, эта модификация наделала много шума и все же доставила Rockstar неприятности, однако и привлекла к их и без того скандальному проекту еще больше внимания, что было им только на руку.

СиДжей, в отличие от героев предыдущих частей научился плавать, стрелять с двух рук, подзывать товарищей по банде в качестве напарников и много чего еще. Экшен в игре стал немного лучше, хоть и по-прежнему оставался примитивным. У машин появились видимые бензобаки, стрельба по которым моментально приводила к взрыву. Казалось бы, мелочь, но иногда это ощутимо влияло на исход перестрелки, т.к. враждебные банды порой приезжали к месту «стрелы» на автомобилях и использовали их как укрытие. Кстати, одним из важных дополнений в игре стала война группировок за территорию.

Для меня San Andreas вышел такой же долгоиграющей пластинкой, как и Vice City. Это была игра, которую в принципе можно было вообще не удалять с жесткого диска. Даже после прохождения сюжетной кампании стрелять, ездить и исследовать мир в ней было интересно.

G.T.A. Liberty City Stories

Следующая часть G.T.A. официально была заявлена разработчиками абсолютно новым проектом и анонсирована лишь для тогда еще не увидевших свет Xbox 360 и PlayStation 3 . Однако было ясно, что фанаты хотят добавки и проглотят новую серию любимой игры в любом виде. Поэтому, Rockstar на том же самом движке, только с упрощенной графикой собрала два спин-оффа и выпустила их на портативной консоли PSP (а затем – и на PS2). В 2005 году вышел Grand Theft Auto: Liberty City Stories , в котором игроку предстояло вернуться в город из третьей части G.T.A. и сыграть за одного из второстепенных персонажей – Тони Сиприани . Геймплейно проект ничем не отличался от «больших» версий, с поправкой на управление консоли, на которой не было второго аналогового стика. Игроков ждала новая сюжетная кампания, несколько новых возможностей и пара новых видов побочных квестов. Оружейный арсенал переехал в игру из Vice City, а радиостанции – из G.T.A. 3. Игра получила отличные отзывы и стала одной из самых продаваемых игр для портативной консоли. А через несколько лет, суммарно с продажами PS2-версии она преодолела барьер в восемь миллионов копий. На ПК не появлялась.

Полгода спустя аналогичная история повторилась и с Grand Theft Auto: Vice City Stories , события которой происходили в уже упомянутом Вайс-сити за два года до начала истории Томми Версетти. Главным героем был армейский капрал Виктор Вэнс , брат одного из героев оригинального Grand Theft Auto: Vice Сity. Геймплей в игре был тем же самым. Как и Liberty City Stories, новая игра предлагала игроку знакомые декорации, оружие и группировки. Свидание с ПК она тоже благополучно пропустила, а вот на PS2 вышла годом позже.

С проектами можно познакомиться и сегодня. Они – более чем достойный повод для приобретения PSP, которая в последние годы, да и сейчас - с выходом PlayStation Vita - ощутимо подешевела. Подешевели в магазине PlayStation Store и сами игры. Также, их можно запустить на эмуляторе PlayStation 2.

Grand Theft Auto 4 . Новый виток в развитии серии. Разработка совершенно другого уровня. Игра, которую ждал весь мир. Игра, ожидаемо побившая все рекорды продаж в первые же дни выхода и многократно возвратившая вложенные в нее миллионы. Практически до самого выхода Rockstar хранили гробовое молчание и не очень охотно делились подробностями, будто оставляя публике побольше сюрпризов для самостоятельного знакомства. Первыми в апреле 2008 года игру опробовали владельцы консолей нынешнего поколения: Xbox 360 и PlayStation 3. Более древние платформы были отметены сразу, т.к. игра вышла на абсолютно новом графическом движке. Зимой того же года G.T.A. 4 неожиданно быстро постучалась в гости к ПК-игрокам.

Итак, новая Grand Theft Auto рассказывала очередную бандитскую историю. Главным героем был серб по имени Нико Белич, который приезжал к своему брату Роману в Штаты, в уже фигурировавший в предыдущих играх город Либерти-сити, начитавшись его писем о хорошей жизни и больших возможностях. Как ни странно, игра не начиналась со ставшей уже привычным делом бандитской подставы. Братья спокойно встречались и отправлялись в апартаменты Романа, которые оказывались грязной обшарпанной конурой, кишащей тараканами. Нико убеждался, что все письма брата к нему были не более чем плодом несбыточных мечтаний Романа. Впрочем, все было не так плохо. Выяснялось, что Роман владеет небольшим таксопарком и с этого имеет свой скромный хлеб. Нико решал помочь ему в бизнесе и уже после этого оказывался втянут в неприятную историю с одним из местных бандитов, державших Романа под колпаком. Это было только вступление игры, но уже оно вышло невероятно проработанным и интересным. А впереди игрока ждал не менее интересный сюжет. Да, номинально он строился на тех же схемах что и раньше: новые знакомства, предательства и дружба. Но Rockstar вывели его подачу и уровень драматизма на совершенно иной уровень. Ролики в игре перестали быть набором шуток и отсылок к классике гангстерского кино. В них порой происходили действительно жуткие вещи. Даже простой разговор персонажей «за жизнь» воспринимался совсем по-другому.

Еще одним качественным изменением стала графика. G.T.A. 4 основывалась на новом движке RAGE, который Rockstar до этого уже использовали в своем спортивном проекте Rockstar Games presents Table Tennis . Игра выглядела просто фантастически, начиная от моделей автомобилей, людей и оружия, и заканчивая восходами, закатами и очень красивой водой. Но при этом и компьютер для своего времени требовала очень мощный. Примерно в 5-6 раз мощнее того, который требовался для запуска Grand Theft Auto: San Andreas. Причем, очевидно, будучи уже наученными горьким опытом компьютерного пиратства, на ПК разработчики запилили в игру какую-то совершенно садистскую систему защиты. И речь здесь не о сервисе (хотя, и с ним у многих были небольшие трудности), а о том, что взломанная G.T.A. 4 невыносимо тормозила, теряла объекты на карте, а камера в ней постоянно ходила ходуном, будто Нико засадил пару бутылок крепкого пива. Разумеется, играть в это было невозможно. Впрочем, пиратский патч, устраняющий программные последствия неумеренного употребления алкоголя, подоспел достаточно близко. Тем не менее, все это позволило повысить продажи ПК-версии, которая в джевеле стоила, в общем-то, небольшие деньги и вполне нормально работала.

К новому графическому движку удачно подключился и физический, под названием Euphoria, ранее задействованный, например в Star Wars: the Force Unleashed . Благодаря ему, тела противников адекватно реагировали на выстрелы и удары, а также очень эффектно скатывались по наклонным поверхностям вроде лестниц. Раньше G.T.A. могла о таком только мечтать.

Со звуком у Rockstar, традиционно, проблем не было никогда, и четвертая часть не стала исключением. Около дюжины радиостанций с музыкой самых разных направлений. На одной из них, с романтичным названием Vladivostok.FM , даже крутили песни российских исполнителей, среди которых были, например, и даже группа « «. Раньше представить себе такое в G.T.A. было невозможно.

Да, игра сделала ощутимый уклон в сторону темы русских и всего что с ними связано. Здесь был район Hove Beach, в котором проживали преимущественно наши соотечественники, эмигрировавшие в Либерти-сити. Всех их можно было встретить на улицах, услышать родной говорок, зайти в магазин одежды, где помимо прочего продавались шапки-ушанки.

По геймплею G.T.A. 4 была совершенно другой игрой. Вместо того чтобы в очередной раз прикрутить десяток новых возможностей и вчетверо увеличить объем контента, Rockstar решили углубить и качественно улучшить уже имеющееся и попутно отсечь все лишнее. Под нож пошла прокачка, подводное плавание, стрельба с двух рук, тюнинг автомобилей и некоторые другие вещи. Но взамен четвертая часть подарила игрокам качественный экшен, более сложную и реалистичную физику автомобилей (теперь их вес действительно чувствовался) и массу возможностей интересно повести время. Перестрелки всегда были самой слабой частью сериала, и G.T.A. 4 исправила этот досадный просчет, дав игроку систему укрытий и возможность стрелять на ходу или на бегу, а также из машины (это можно было делать и раньше, но только в четвертой части появилась возможность нормально целиться – в San Andreas для этого нужно было использовать код, обратным эффектом которого была покалеченная анимация).

Рукопашные схватки тоже сделали более детальными – камера переезжала вбок, чтобы игроку было лучше видно процесс, а у Нико в арсенале было несколько ударов руками и ногами (СиДжей из San Andreas мог выучить один из трех боевых стилей – здесь это было убрано разработчиками).

Мобильный телефон, который раньше служил лишь для того чтобы принимать прописанные игрой звонки от подельников, теперь стал полноценным интерактивным элементом игры. С его помощью можно было самому позвонить друзьям Нико, назначить встречу или сделать фотографию-скриншот. Да и сами встречи с друзьями, как и свидания с девушками, теперь превратились в гораздо более интерактивный процесс, нежели раньше. Можно было поиграть в боулинг, в бильярд, сходить в стрип-клуб (эту возможность докрутили и улучшили), да и благодаря новой графике модели девушек-стриптизерш теперь, по крайней мере, выглядели прилично). Также, в игре появился почти полноценный Интернет, кабаре с театрализованными представлениями и много чего еще. В G.T.A. 4 действительно можно было интересно проводить свободное время в отрыве от сюжетных миссий.

Также, в игре появился мультиплеер. Если в San Andreas он был впоследствии добавлен модификацией, то в четвертую часть был вшит изначально. Команда полицейских противостояла команде бандитов и должна была переловить их.

Если говорить о моих впечатлениях, то я, безусловно, не жалею о времени проведенном за игрой. Некоторые ее новшества пришлись мне не по душе. Например, очень не хватало каких-нибудь безумных миссий в духе старых G.T.A. вроде «заминируй фургон с мороженым и привези его на базу вражеской группировки, переодевшись в клоуна ». Однако я понимаю, что это была часть программы по приведению G.T.A. 4 к полноценной криминальной драме, поэтому не считаю это особенным недостатком. Тем более, что с тех пор жанр «G.T.A. для тех, кто любит валять дурака » прочно оккупировала серия Saint"s Row . Также, мне не очень понравилась выбранная разработчиками цветовая палитра игры, не хватало ярких красок, но опять же – это работало на атмосферу. Хотя, я все мечтал, что после G.T.A. 4 разработчики возродят и Vice City на современных технологиях. Ну и немного огорчало то, что даже в 2008 году главный герой так и не научился автоматической регенерации здоровья.

G.T.A. 4 Lost and Damned

Некоторое время спустя Xbox-версия G.T.A. 4 обзавелась двумя полноценными аддонами, названными Episodes from Liberty City . По механике и графике они ничем не отличались от оригинала, кроме пары новых возможностей, мини-игр, оружия и обновленного плейлиста радиостанций. The Lost and Damned рассказывала историю байкера Джонни Клебица, который состоял в банде Lost и имел разногласия с ее главарем из-за своего желания заключить мир с враждебной группировкой. Местами дополнение сюжетно перекликалось с G.T.A. 4. Одними из нововведений были чекпойнты на миссиях и необходимость ехать на мотоцикле рядом с товарищами, соблюдая построение. Игра была очень высоко оценена. Следующим дополнением стала Ballad of Gay Tony , повествующая о молодом латиносе по имени Луис Лопез, работающем на своего босса, Голубого Тони, в сфере ночных клубов. Здесь Либерти-сити уже был показан с другой стороны. Со стороны роскоши, гламура и распущенности. Луису предстояло улаживать дела с противниками своего незадачливого босса и даже работать на них. В игре присутствовала, помимо прочего, русская мафия. Список оружия, автомобилей, мини-игр и музыкальных треков снова был пополнен, добавились миссии по управлению делами клуба. Оба дополнения продлили жизнь и без того супер-успешному проекту. И по большому счету, Rockstar могли бы и дальше клепать аддоны на том же движке и получать за это деньги, но, тем не менее, эксперименты продолжились.

P.S.: оба дополнения затем вышли на PS3 и ПК.

G.T.A. Chinatown Wars - самая желтая

Т.к. разработчики по ходу развития серии старались не обделить вниманием ни одну консоль и постоянно экспериментировали, в 2009 пришла очередь Nintendo DS разыгрывать на своем небольшом экранчике бандитскую историю с угоном автомобилей. Grand Theft Auto: Chinatown Wars снова перемещала игрока в Либерти-сити, на этот раз – в Китайский квартал. Главными героями были преимущественно азиаты. Технические возможности консоли не позволяли отображать город с уже ставшем привычным видом от третьего лица, поэтому в Chinatown Wars серия вновь вернулась к корням – играть предстояло, наблюдая за героем сверху, да еще – в мультяшной cell shading-графике. Видеовставки были заменены стилизованными комиксами, а управление целиком задействовало сенсорный экран. Множество действий игроку предстояло выполнять движением стилуса. История в этот раз вращалась вокруг китайца Хуана Ли, приехавшего из Гонг-Конга, чтобы передать своему дяде, главе одного из кланов Триад Либерти-сити, фамильное сокровище своей семьи. И как издавна заведено в G.T.A., большие неприятности начинаются с малых, чтобы затем привести к драматической развязке, в ходе которой Хуану предстояло узнать имена убийц своего отца и, немного ни мало – стать во главе всех Триад города. Игра получила очень хорошие отзывы и неплохо продалась, посетив затем PSP, iPad Redemption , в G.T.A. 5 перекочуют животные, например собаки, которых можно было увидеть в ноябрьском трейлере игры. С нетерпением жду, когда же в серию переедет смена времен года и визуальное изменение города из другой игры их авторства – школьного экшена Bully.

P.S.: Официальной даты выходы у игры нет до сих пор.

В целом, такова серия Grand Theft Auto. Яркая, дерзкая, скандальная, не боящаяся запретов и остро высмеивающая актуальные проблемы современного общества. Игра, опьяняющая своей свободой. Игра, никого не оставляющая равнодушным: ее одинаково любят и ненавидят миллионы людей. Игра, заменяющая все возможные жанры. Игра, каждую серию которой ждут, ни на секунду не сомневаясь в успехе Rockstar. Самый яркий игровой феномен, давно уже известный и за пределами нашей с вами любимой индустрии. Игра, неизменно вызывающая только одно междометие. ВАУ!! Великий Авто Угонщик.